10 000 часов или формула успеха

гейтс2Эх, задевают меня, видно, вопросы, связанные с выдающимися людьми и их достижениями 🙂 Помните исследование американских ученых на тему «не ешь конфетку – успешным станешь»? А сегодня мне удалось отыскать еще одну волшебную формулу успеха. И снова от американских ученых. Итак, достижения человека вовсе не определяются его врожденными задатками – скорее, за них отвечают его трудоспособность и удачное стечение обстоятельств. Причем удача нужна не для того, чтобы куда-то «продвинуться», она предоставляет возможность практиковаться, и еще раз практиковаться в любимом деле. И, желательно, в раннем возрасте.

Билла Гейтса представлять не надо, правда? И, наверное, многие знают, что будущий миллиардер бросил Гарвард на втором курсе для того, чтобы открыть свой бизнес. А вот то, что Гейтс в течение пяти лет, еще обучаясь в школе, имел уникальную возможность заниматься программированием, недоступную в то время большинству людей, известно не всем. 1968 год… Почти ни в одном колледже еще нет компьютерных центров. А вот в школе Гейтса такой центр появился, когда он обучался в 8-м классе. С этого времени он буквально переселился в компьютерный класс.

гейтс1 «Я помешался на компьютерах. Пропускал физкультуру. Сидел в компьютерном классе до ночи. Программировал по выходным. Каждую неделю мы проводили там по двадцать-тридцать часов. Был период, когда нам запретили работать, потому что мы с Полом Алленом украли пароли и взломали систему. Я остался без компьютера на целое лето. А потом Пол нашел бесплатные компьютеры в Вашингтонском университете. Работали они 24 часа в сутки, но в промежутке от трех ночи до шести утра никто их не занимал. Я уходил ночью и шел до университета пешком или подъезжал на автобусе».

К тому моменту, когда Гейтс собрался открыть собственную компанию, его стаж в программировании насчитывал уже семь лет. И количество отработанных часов намного превысило 10 000.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники (во как! :)) и так далее, это число встречается с удивительно регулярностью. 10 000 часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

моцарт

Маленький Моцарт

Это относится даже к тем людям, которые с детства считались чрезвычайно одаренными. Возьмем, к примеру, Моцарта, который, как известно, начал сочинять музыку в шесть лет. Вот что пишет в своей книге «Объяснение гениальности» психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие детские произведения Моцарта, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим, был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Одну минуточку, господа американские ученые! Получается, что успешность – это склонность к определенной деятельности, помноженная на возможность этой деятельностью заниматься и многочасовую практику (известно даже, сколько часов требуется :)). Я прямо вижу, как потирают руки амбициозные родители. Вот сейчас посадим ребенка за пианино, три часа в день будет по клавишам стучать — и через десять лет вырастет новый Моцарт 🙂 Не все так просто!

Есть один заковыристый вопрос: почему далеко не все люди способны столь упорно трудиться (иногда в совсем нежном возрасте)? Ведь, к примеру, возможность освоить программирование выпала не только Гейтсу, а всем его одношкольникам. А воспользовался этой возможностью он и еще пара человек.

И еще один вопрос: а можно ли  вырастить талант «насильно»? Ребенок не хочет, а мы его заставим те самые 10 000 часов отзаниматься, а потом будем гордиться результатами. Увы, не получится. Во всех проведенных исследованиях дети САМИ рвались к любимому делу, использовали любую лазейку, чтобы иметь возможность им заниматься (иногда и вопреки желаниям взрослых). Так может, непреодолимая тяга к определенной деятельности и способность полностью ей отдаваться и есть основной признак одаренности человека и его будущих успехов? Как вы думаете, похоже на правду?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


10 000 часов или формула успеха: 2 комментария

  1. Виктор

    Гейтс получал удовольствие от своих занятий, а как насчет Моцарта? Он занимался из под палки, или был действительно увлечен музицированием?

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Моцарт, насколько я знаю, музицировал с удовольствием и от души:), хотя обучение его направлял отец, это точно. А вот Паганини, великолепный скрипач — дело другое. В детстве, отце заставлял его несколько часов в день играть на скрипке, и, если музыка была «не совершенна» бил по пальцам палкой. Замечательный психолог Юлия Гиппенрейтер (та самая, кто написал книжку «Общаться с ребенком. Как?») долгое время пыталась разгадать этот парадокс. С ее точки зрения, насилие над ребенком, принуждение его к каким-то занятиям не могут привести ни к чему хорошему. Должна быть внутренняя тяга ребенка к определенному делу. А потом в воспоминаниях Паганини она нашла отрывок, в котором скрипач рассказал о том, как он однажды зашел в собор в возрасте 5-6 лет. Там играла «божественная музыка». Услышав ее, душа мальчика раскрылась и воспарила куда-то высоко-высоко. Т.е., говорит Гиппенрейтер, успехи Паганини связаны с тем, что однажды он познал красоту музыки, почувствовал непреодолимую тягу к ней. Он стал уникальным скрипачом не благодаря палочной дисциплине отца, а вопреки ей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.