4 принципа успешного обучения ребенка

Сначала история. Из жизни.

Майкл был рожден с дисплазией тазобедренных суставов. Врачи посчитали, что ребенок может вывихнуть составы, если будет двигаться. Поэтому в возрасте трех недель Майкл был помещен в гипсовый скафандр, в котором оставался в течение 9 месяцев. Когда малыша вытащили из гипса, он был здоров. Совсем. За исключением того, что совершенно не мог двигаться. Старания физиотерапевтов ни к чему не привели. Ребенок был раздражительным, плаксивым и совершенно не мог управлять своими конечностями.

В таком состоянии Майкла впервые увидела  Анат Баниэль. Она посмотрела на мальчика и сделала очень странную вещь. Она начала медленно и осторожно двигать его ноги и руки. То в одном направлении, то в другом. Она двигала его таз и поясницу. Она переворачивала Майкла то на спину, то на бок, то на живот.

Сначала, казалось, ребенка совершенно не интересовали эти манипуляции. Он как будто понятия не имел о том, что происходит с его телом. Но через какое-то время ситуация изменилась. Майкл мощно выгнул поясницу и начал совершать осторожные движения руками и ногами. А потом он пополз. Впервые в жизни.

Мама мальчика была в шоке. Через несколько месяцев занятий Майкл полностью освоился с телом и догнал свою возрастную группу.

Сказка? – Нет! В багаже Анат Баниэль, основателя метода Анат Баниэль (АБМ), подхода к работе с человеком, основанного на тесной взаимосвязи функционирования мозга и движения, таких историй огромное множество. Дети с ДЦП, дети-аутисты, дети с тяжелыми аномалиями развития. Всем им становилось лучше. Вот после этих странных манипуляций с их телом и конечностями. Это не шаманство!

Суть его заключается в нескольких простых принципах. Которые работают. И которые стоит взять на вооружение абсолютно всем родителям. И здоровых детей, и особых. Судите сами. Это отрывки из книги Анат Баниэль «Дети без границ».

Когда мы понимаем, что с ребенком что-то не так, наш первый и естественный порыв — сосредоточиться на этой проблеме, на том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сделать, или на том что он делает НЕ ТАК. И тогда мы пытаемся остановить, переделать или другим способом преодолеть это. Мы хотим «решить проблему» и «починить» ребенка, чтобы он мог сидеть, говорить, читать, писать, общаться с другими.

Иногда стремление «починить» — это правильный и нужный подход. Например когда нужно сделать операцию, чтобы закрыть дырочку в сердце, когда антибиотик убивает болезнетворную инфекцию, когда необходимо переливание крови. В то же время, нужно понять, что починить — это только один из многих подходов, и подход, который имеет много ограничений и иногда может быть даже вредным.

Наш ребенок — не машина и не холодильник, не законченный продукт. Дети живут, чувствуют, обретают опыт, растут и развиваются — ребенок это процесс. Процесс понимания, осознавания, создания способностей двигаться, думать, понимать, ощущать себя в мире. В центре этого процесса находится самый удивительный орган — мозг. Вне зависимости от особенностей и медицинских проблем, у ребенка есть мозг, который должен быть активно вовлечен в процесс создания новых связей и моделей. Чтобы преодолеть те ограничения и сложности, которые ребенок испытывает. Это то, собственно для чего мозг и предназначен. И это то, где находится наша надежда.

Чтобы полностью использовать удивительный потенциал мозга, нам нужно сдвинуть наше понимание подальше от метода «починки». Мы должны пробудить и усилить возможности детского мозга.

Основные принципы взаимодействия, обучения и работы с ребенком:

  1. Сосредоточенное внимание. Помогите ребенку сосредоточиться на том, что он делает. Все, что происходит автоматически, практически не создает новых связей в мозге. С другой стороны, когда мы концентрируемся на том, что делаем, в мозге возникают новые связи и возможности с потрясающей скоростьюВнимание, которое ребенок обращает на свои усилия, – это ключ к новым познаниям и развитию.

Оказывается, когда упражнения или задания выполняются механически, ребенок запоминает и фиксирует не то, чему мы хотим его научить, а свой опыт – свои неудачи и ошибки. То есть чем больше мы повторяем одно и то же, тем больше в голове ребенка фиксируется «шаблон неудачи».

Важно понимать, что мы говорим не о том внимании, которое ребенок обращает на вас, на терапевта или учителя, а о том, что нужно найти способы помочь ребенку заметить и проследить за собственными ощущениями в те моменты, когда он двигается или размышляет. Если помочь ребенку обратить внимание на собственные действия и мыслительные операции, это откроет ему новые возможности для обучения и изменений, которые не были бы доступны иначе.

Впервые я встретила Райана, когда ему исполнилось два года. Ему был поставлен диагноз – аутизм. Во время нашей первой встречи, я заметила, что Райан не смотрит в глаза ни мне, ни комулибо еще. Он сидел на коленях отца, с силой выгибая спину и откидывая голову. Стонал и плакал, повторяя эти движения снова и снова.

Наблюдала за Райаном, я поняла, что он НЕ ЗНАЕТ, что постоянно движется. Казалось, что Райан вообще не осознает что его тело существует.

Я не пыталась изменить или контролировать его поведение, хотя, как и у многих людей, моей первой реакцией было желание заставить его прекратить. Но я знала, что ничего хорошего из этого не выйдет. Чтобы обратить внимание Райана на его движения, я осторожно положила ладони по обеим сторонам на бедра и позволила ладоням двигаться вместе с ними. Каждый раз, когда он двигался назад, я слегка прижимала его к отцуЗатем, я осторожно взяла его левую ногу и начала двигать ее в разные стороны, гадая, что же он чувствует. Его нога была жесткой и туго напряженной. Через пару минут таких движений, Райан перестал двигаться на пару секунд и посмотрел на свою ногу. Я помню, на его лице было выражение, как если бы он впервые понял, что у него есть такая вещь, которую мы называем ногой. Я поняла, что он ощущает движение с вниманием. Это продолжалось всего несколько секунд, и затем он снова начал изгибаться. Я сменила ногу, и вновь Райан остановился и посмотрел на нее. Он глядел с любопытством и вниманием на то, как я двигала его ножки по очереди. В этот момент мы были сконцентрированы друг на друге, с полным вниманием к его ногам и их движению.

Теперь, когда Райан полностью сконцентрировался на движениях своих ног и собственных ощущениях, его мозг начал меняться с огромной скоростью. Я подумала что, возможно, теперь некоторые слова будут иметь для него смысл. «Ох, смотритвоя нога!» — сказала я с преувеличенным энтузиазмом, как если бы я увидела ее впервые. «А сейчас твоя нога двигается сюдаи сюда.. и обратно». Внезапно он посмотрел прямо мне в глаза, как если бы он впервые осознал мое существование. Он смотрел долго и внимательно. Он расслабился и успокоилсяи улыбнулся. До конца занятия он больше не выгибался и не кричал. Райан занимался в нашем центре еще два месяца, практически все его симптомы исчезли или значительно уменьшились. Он стал сильнее, перестал прятаться, стал общаться и играть с братом, хорошо есть. Его мама рассказала, что «ему интересно, когда мы с ним разговариваем, он все понимает». Она улыбалась — «Он совершенно изменился!».

  1. Неспешность. Дайте ребенку время, чтобы освоить новый навык. Как многим родителям, вам, возможно, кажется, что слово «медленно» имеет негативный оттенок. Ассоциации к этому слову не слишком приятные — скучный, тупой, тормоз, вялый, инертный, неповоротливый, ленивый. Зная и помня эти ассоциации, трудно воспринимать «медленность» и неспешность как мощный способ помочь мозгу вашего ребенка работать лучше и достичь большего.

Наше умение быстро двигаться, быстро думать, принимать быстрые и эффективные решения очень важно для нашей способности выживать. Но очень важно понять, что мы можем ДЕЛАТЬ БЫСТРО ТОЛЬКО ТО, ЧТО МЫ УЖЕ УМЕЕМ. Когда вы что-то делаете быстро, мозг переходит на режим «по умолчанию» — повторяя те схемы, которые мы хорошо знаем и умеем.

Важно подождать со скоростью до тех пор, пока мозг не сформирует новые связи и новые шаблоны.

Неспешность — это необходимая часть процесса обучения, создания новых возможностей. В своей биографии, Альберт Эйнштейн описывает, как он пришел к теории относительности, представляя, что летит на световом луче. Ощущая это движение, его отношение к пространству. Он представлял себе это час за часом, и только после перевел возникшую в голове картинку на язык цифр. Представьте себе тот богатый и удивительный процесс, происходивший в его голове. Что случилось бы, если бы кто-то сказал, что у него нет времени, что у него только 20 минут, чтобы придумать правильный ответ и по истечении срока остановил бы его?

Когда умения еще нет, его действительно просто нет. Прежде чем оно образуется, миллионы новых нейросвязей, новые и новые отличия должны быть созданы, должны связаться в одну сеть. Чтобы дать мозгу возможность сделать это хорошо — нужно время, замедление процесса. Мы должны присутствовать. Неспешность увеличивает ощущения, помогая мозгу заметить разницу, понять новое.

Я помню Чарли, ребенка, страдающего от генетического заболевания, с которым мы работали несколько лет. Его мама, Шейла, подарила ему компьютер с программой для чтения. Пока они ждали меня в офисе, мама Чарли пыталась помочь ему читать. Ее старания не помогали, Чарли раздражался, ерзал, сопротивлялся и в концеконцов бросил пытаться. Уже в моем офисе я спросила Шейлу, нельзя ли сделать так, чтобы скорость текста в этой программе замедлилась, и пока она с этим разбиралась, я посадила Чарли на мой стол. Он посмотрел на меня и сказал: «Анат, я глупый. Я не умею читать». И я ответила: «Нет, Чарли, ты не глупый. Просто слова на компьютере появляются слишком быстро». Он посмотрел на меня с удивлением. Шейла замедлила скорость слов и уже через несколько минут, когда слова на экране замедлились до того уровня, с которым ему было комфортно, он спокойно их прочитал. Он почувствовал, что может! И затем обьявил мне: «Я не глупый

Замедление программы не просто помогло Чарли почувствовать себя успешным, почувствовать, что он может, но и слегка замедлило его маму. То, что она замедлилась, помогло Чарли успокоиться, он почувствовал себя в безопасности, почувствовал себя любимым и принимаемым таким, какой он есть. Его мозг сосредоточился на задаче, которая стояла перед нимуспешном чтении.

Каждый раз, когда вы разрешаете себе притормозить, провести время с вашим ребенком, это позволяет вам присутствовать рядом с ним. Наблюдать, видеть настоящие реакции и возможности. Это, как если бы вы вместе танцевали, позволяя друг другу вести себя в танце, двигаясь как единое существо.

  1. Вариативность. Если ребенок не может сделать то, чему вы пытаетесь его научить, необходимо ввести в процесс обучения что-то новое. Пространство для вариаций есть всегда. Чтобы их создать, изменяйте то, что вы делаете с ребенком.

Например, когда вы хотите, чтобы ребенок научился дотягиваться и поднимать свою руку, вместо того, чтобы пытаться растянуть ее, вы можете сначала помочь ему согнуть руку чуть сильнее и затем отпустить ее. Одновременно с этим поверните голову ребенка в одну сторону и затем в другую. Затем помогите ему согнуть и вытянуть одну из его ног в то время, как он выгятивает и сгибает руку.

Вариации «включают» мозг. Будьте изобретательны. Добавляйте что-то абсолютно новое или небольшие изменения в то, что вы делаете. Чем больше новых вариаций испытывает на себе ребенок, тем лучше и быстрее его мозг сможет различать и формировать новые решения.

  1. Чувствительность. Дайте мозгу ребенка заметить небольшие изменения на эмоциональном, интеллектуальном и двигательном уровнях. Избегайте чрезмерных усилий и напряжения.

В наших попытках помочь ребенку преодолеть его нынешние ограничения, будь они физическими, интеллектуальными или эмоциональными, важно понимать, что любая излишняя сила, которую мы прилагаем или которую ребенок использует сам — усложнит его способность ощущать нюансы, необходимые для улучшения. Любая сила больше той, что минимально нужна для необходимого действия, будет мешать прогрессу вашего ребенка.

Лили было три года, когда мы встретились. Она была такой крошечной, что ее можно было принять за годовалую малышку. Я наблюдала, как она взаимодействует с мамой и няней, которые были очень ласковы и заботливы, и видела, что ее развитие было на уровне младенца. Лили родилась раньше срока и страдала от тяжелой формы ДЦП. Ее мускулы были очень тугими, в особенности мышцы, отвечающие за сгибание, ее локти были все время жестко согнуты, кулачки сжаты, ноги перекрещены.

Люди, работавшие с ней, старались сделать так, чтобы она раскрыла кулачки и использовала руки. Некоторые пытались поставить ее на ноги. Изза ее состояния, каждый раз, когда эти движения пытались с ней проделатьее мозг выполнял единственное, что умелсворачивал ее в клубок. Любая попытка двигаться теперь ассоциировалась с одним и тем же шаблоном сжатия.

Интенсивностьта сила, с которой ее мускулы сокращались каждый раз, когда она пыталась двигаться самасоздала порочный круг. Интенсивность сделала невозможным для мозга Лили замечать различия, не давая мозгу воспринимать новую информацию, с помощью которой он мог бы обучаться.

Я решила обучить Лили быть ленивой. Ей нужно было научится как НЕ делать ничего, чтобы у нее появилась возможность почувствовать себя и свои движения. И я сочинила для нее историю. Я рассказала ей, что мой кабинет это особенное место. Это царство лени. Мы все разговариваем ну оооочень мееееедленно и мы поооочти совсем не двигаемся. Мы все расслабляемся и валяемся и совсем ничего не делаем. Я наклонилась и положила голову на стол, отдыхая лениво рядом с Лили. Лили решила, что это ужасно смешно.

Я сказала Лили, что сейчас буду ее двигать, но мы обе должны быть очень, очень ленивыми. Подняла ее ножку, и она сразу же снова напряглась. Я перестала ее поднимать и напомнила ей веселоты забыла лениться. Я продолжала этот процесс со многими вариациями, всегда настолько нежно, насколько было возможно, все время напоминая, что она должна лениться. И однажды, после того как Лили бесконтрольно напряглась опять, она это осозналаи сумела расслабиться. Это был удивительный момент, почти чудо!

Мы продолжали лениться до конца недели, я двигала ее, в то время как ей не нужно было делать ничего. Лили была способна, впервые в жизни, ощущать различные движения своего тела. Ее мозг начал воспринимать и определять тонкие различия, которые она раньше совершенно не ощущала.

Лили хватать и играть с маленькими игрушками. В конце первой недели она начала переворачиваться сама по себе. Семья Лили продолжила приводить ее на групповые занятия.

Последний раз, когда я ее видела, она могла вставать, но еще боролась за полный контроль над своими ногамик этому времени она была в школе и была очень сообразительной ученицей.

Повторю основные принципы работы с ребенком еще раз.

  1. Сосредоточенное внимание. Помогите ребенку сосредоточиться на том, что он делает.
  2. Неспешность. Дайте ребенку время, чтобы освоить новый навык.
  3. Вариативность. Если ребенок не может сделать то, чему вы пытаетесь его научить, необходимо ввести в процесс обучения что-то новое.
  4. Чувствительность. Дайте мозгу ребенка заметить небольшие изменения на эмоциональном, интеллектуальном и двигательном уровнях. Избегайте чрезмерных усилий и принуждения.

На мой взгляд, гениально! И действительно актуально абсолютно для всех детей.

PS: Вот здесь можно больше почитать об Анат Баниэль и ее работе с детьми.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


4 принципа успешного обучения ребенка: 6 комментариев

  1. Марионелла

    Я просто в восторге от этой статьи. В силу того что моя дочь болеет , мы часто бываем в реабилитационном центре для таких особенных детишек , когда я видела десятки таких тяжёлых детишек у меня первый год был шок , таких детишек очень много и то что им предлагают сделать им абсолютно не помогает , мамы приходят с детишками просто получить какое то внимание , пообщаться , но совсем не меняются потому что никто им не подсказывает что можно просто расслабиться и жить. Ирина большой Вам респект и уважуха (так сейчас говорят дети) за те темы которые дают возможность найти варианты когда кажется что их нет.

  2. Люсина мама

    Плачу. Почему таки статьи и книги попадаются на глаза слишком поздно?

  3. Julia

    Для тех, кому длинно, резюмирую: будьте внимательны, неторопливы, не напрягайте и предоставляйте разнообразие. Все правильно?))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.