Быть богатым лучше, чем бедным — а вы не знали?

IQ2Пару дней назад я торжественно провозгласила некий тезис, который, как оказалось, почти ни для кого не стал откровением. Итак, степень будущей успешности человека мало зависит от величины его IQ. И если сейчас с этим, наверное, согласны почти все, то лет 30-60 назад подобное утверждение вызывало ожесточенные споры. Скандальное исследование Термана (скандальное благодаря своей длительности, амбициозности и результатам, совершенно не стыкующимся с заявленными целями) породило множество попыток объяснить, почему все-таки люди с IQ под 200 баллов не добились особенных успехов.

Одна из таких попыток меня сильно развеселила.  Очень уж трогательно наивные были сделаны выводы. Кстати, попытка принадлежала Терману, который и заварил всю эту кашу. Позвольте поделиться.

Проанализировав записи о своих взрослых термитах, Терман разделил их на три группы. 20% попали в так называемую группу А. Сюда вошли по-настоящему успешные профессионалы: адвокаты, врачи, инженеры и ученые. Еще 60% были отнесены к группе В, достигшей «удовлетворительных» результатов. Оставшиеся 20%, группа С, по мнению Термана, в минимальной степени использовали свои выдающиеся умственные способности. Среди представителей этой группы были пожарные, счетоводы, продавцы обуви, а также те, кто целыми днями валялся на диване и вообще не работал (были и такие – ух ты! 🙂 ). На всех представителей последней группы, каждый из которых в свое время был окрещен гением, пришлось в общей сложности всего восемь дипломов о высшем образовании.

В чем заключалась разница между группами А и С? Терман продумал все возможные объяснения: проверил их физическое и умственное здоровье, провел оценку маскулинности и феминности, сравнил хобби и профессиональные интересы, возраст, в котором они начали ходить и говорить, а также IQ в начальной и средней школе. Остался лишь один значимый фактор – воспитание.

IQ1Представители группы А принадлежали, как правило, к среднему и высшему классам. В их домах имелись богатые библиотеки. Их отцы учились в колледже – и это в те времена, когда высшее образование было редкостью. С другой стороны, представители группы С происходили из низших социальных слоев. Почти у трети из них один из родителей бросил среднюю школу, не проучившись и восьми классов.

Коллеги Термана встретились со всеми представителями групп А и С, чтобы оценить их личностные качества и манеры. Они  не увидели ничего неожиданного. Представители группы А были оценены как более сообразительные, уверенные в себе, привлекательные и хорошо одетые. По большому счету оценки по этим четырем критериям расходились так сильно, что казалось, перед исследователями две разные породы людей. Разумеется, это было не так. Это всего лишь проявлялась разница между теми, кто благодаря воспитанию смог показать миру лучшее, что в нем есть и теми, кто был лишен такой возможности.

В общем, вывод вполне банален: быть бедным и расти в среде, где образование не имеет особой ценности, где детей не принято развивать – не слишком перспективно с точки зрения будущих достижений. Может, зря я иронизировала вначале. Это отнюдь не оттого, что выводы показались мне смешными. Нет. Просто они, опять-таки, не являются откровением. А, вообще, все довольно грустно. Если бы мы познакомились с детишками группы С, когда им было пять или шесть лет, то были бы очарованы их любознательностью, живостью ума и сообразительностью. Они были особенными. Но исследование Термана показало: практически ни один вундеркинд из низших социальных слоев не добился успеха.

А сейчас дела обстоят так же? Как вы думаете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.