Детские страхи: причины и преодоление

страхи3Все мы, взрослые, боимся чего-нибудь: кто-то боится заснуть на совещании или опоздать на работу, кто-то страшится тещи или шумного соседа, а кому-то становится не по себе при одной только мысли о самолете или морских глубинах… А чего боятся наши дети? Попробуем разобраться.

Обращение к опыту практикующего психолога позволяет составить своеобразный «Топ-10 детских страхов». Выглядит этот список следующим образом:

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

страхи1Существует целый ряд причин для развития у детей этих страхов. К примеру, ребенок мог стать свидетелем или участником конкретного случая, вызвавшего сильный испуг (авария, агрессивное поведение животного, поломка лифта). Или страхи могут быть внушены малышу. Источником таких внушенных страхов являются взрослые, которые нередко слишком настойчиво или эмоционально предупреждают ребенка об опасностях: «чужой дядя тебя заберет», «не беги – под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!» – или невольно, своим поведением, передают собственные страхи.

Источником пугающих образов может послужить и фантазия ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте; представляет картину бушующего пожара в квартире и т.п. Такие фантазии часто подпитываются телевизионными новостями, передачами и многими современными мультфильмами.

Развитию страхов способствуют и семейные ссоры: ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся. Нередко дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, что повышает тревожность малышей и ведет к серьезным и глубоким страхам.

Еще один источник возникновения страхов – отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или знакомые мальчишки пугают разными историями, а взрослые – наказаниями, то у малыша могут появиться социальные страхи.

Родителям очень важно научиться правильно говорить с ребенком о его страхах. Ведь даже самые ободряющие, по мнению взрослых, слова могут обладать для детей негативным подтекстом. Рассмотрим несколько распространенных, но ошибочных родительских формулировок…

Реплика «Не бойся!», обращенная к испуганному чем-то малышу, вполне понятна. Взрослый просто советует: «Не надо бояться!» Но ребенок может различить в этом элементарном выражении совершенной иной смысл: «Не смей бояться!» – запрет, недовольство родителей. И сделать соответствующий вывод: «Меня ругают».

Похожим образом обстоит дело с попыткой успокоить испуганного, к примеру, предстоящим уколом малыша: «Ты же у нас храбрый!» Возможно, для самих родителей это звучит очень сходно с «Мы верим в тебя». Но ребенок, в связи с предстоящей медицинской процедурой, не чувствует в себе никакой храбрости – и делает неутешительные выводы: «Я хуже, чем они обо мне думают, я плохой». В результате неверно выбранной формулировки страхи ребенка только крепнут.
В подобных ситуациях правильным решением станет попытка донести до ребенка мысль о том, что бояться можно, что в этом нет ничего плохого. Услышав от родителей, к примеру, слова «Есть вещи, которые и нас иногда пугают», ребенок поймет, что не только он один, но и все остальные люди чего-то бояться. И значит, смогут осознать его переживания и помочь ему с ними справиться.

Основные правила поведения родителей в борьбе с детскими страхами:

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием»: принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты, или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка – кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.
  • Ищите пути преодоления страха вместе. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.

 

страхи4Какие же средства преодоления страха существуют? Универсальных решений нет, но принести пользу в борьбе с боязнью могут обычные детские игры: жмурки, прятки, шуточные бои подушками. Еще один полезный метод – инсценировка стихов о страхах. Разберем его на примере игры «Мы охотимся на льва». Произнося текст, старайтесь вместе с детьми изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении. По аналогии с текстом игры можно использовать произведения А. Кушнера «Что в углу?», Н. Павловой «Я один остался дома…», Г. Семенова «Счастливая ошибка», Р. Сефа «Потемнело» – и многие другие.

Мы охотимся на льва

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, победим. Шагаем на месте, грозим льву кулаком
Ой! А что это впереди? Рука у лба козырьком, смотрим вдаль
А это – поле,
Над ним не пролетишь, Бежим, размахивая руками-крыльями
Под ним не проползешь, Ползем
Его не обойдешь, Ходим по кругу
А только так: топ-топ-топ. Идем и громко топаем
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, победим. Шагаем на месте, грозим льву кулаком
Ой! А что это впереди? Рука у лба козырьком, смотрим вдаль
А это – болото,
Над ним не пролетишь, Бежим, размахивая руками-крыльями
Под ним не проползешь, Ползем
Его не обойдешь, Ходим по кругу
А только так: хлюп-хлюп-хлюп. Осторожно, широко шагаем
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, победим. Шагаем на месте, грозим льву кулаком
Ой! А что это впереди? Рука у лба козырьком, смотрим вдаль
А это – море,
Над ним не пролетишь, Бежим, размахивая руками-крыльями
Под ним не проползешь, Ползем
Его не обойдешь, Ходим по кругу
А только так: буль-буль-буль. Идем, взмахивая руками, словно в воде
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, победим. Шагаем на месте, грозим льву кулаком
Ой! А что это впереди? Рука у лба козырьком, смотрим вдаль
А это нора!!! А из норы торчит хвост!
Тянем-тянем-тянем — РРРРРРРРР!!!!
Побежали! ТОП-ТОП-ТОП
ХЛЮП-ХЛЮП-ХЛЮП
БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ!
Фуууу, добежали!

Баринова Наталья Михайловна, педагог-психолог высшей категории, лауреат премии «грант Москвы» в сфере образования

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.