Диагностика ранней одаренности. Познавательная активность

diag2Сегодня мы попробуем затронуть достаточно скользкую и деликатную тему диагностики ранней одаренности. Скользкую потому, что в раннем возрасте делать какие-либо прогнозы о будущем ребенка и уж, тем более, вешать на него ярлыки – крайне опасно. По статистике, только небольшой процент людей, которых в пятилетнем возрасте признали одаренными, реализуют эту одаренность в будущем (вспомним хотя бы многолетнее исследование Термана). С другой стороны, очень многие гении  «выстреливают», будучи уже взрослыми людьми или, как минимум, выйдя из нежного возраста.

Тем не менее, иметь представление о методах выявления ранней одаренности и о том, как интерпретировать результаты, наверное, стоит. Сегодняшний материал (созданный по материалам интервью с нашим экспертом Денисенковой Н.С.) посвящен диагностике одной из составляющих детской одаренности – познавательной мотивации.

Существует не так много тем, по поводу которых ученые проявляют удивительное единодушие. И одной из них является сильнейшая познавательная потребность, свойственная одаренным детям. Все малыши в определенном возрасте любят задавать вопросы. Но одаренные дети делают это куда более интенсивно, иногда доводя родителей и воспитателей до белого каления 🙂 Если для обычных детей ведущей в старшем дошкольном возрасте является игровая деятельность, то для одаренных, скорее, познавательная.

Итак, как же эту самую повышенную познавательную потребность диагностировать? Прежде всего, с помощью привычного, не теряющего свою актуальность метода наблюдения. Если ваш ребенок не перестает задавать вопросы, причем вопросы не для того, чтобы «просто поболтать» или привлечь ваше внимание, а являющиеся попытками понять суть того или иного явления – возможно, он имеет повышенную познавательную мотивацию. Более точно это можно определить с помощью методики с незамысловатым названием «Вопросы к картинкам», разработанной И.А. Бурлаковой.

Методика довольно простая. Ребенку показывают две картинки с изображением животных в типично человеческих ситуациях (а ля иллюстрации к детским сказкам). И просят задать как можно больше вопросов по этим картинкам. Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством. Все вопросы можно разделить на 4 типа.

diag1

Первый тип связан с непониманием и/или непринятием детьми условности изображенной ситуации («Почему обезьянки пьют чай?»).

Вопросы второго типа являются описательными («Кто изображен на картинке?» «Что делают обезьянки?»).

К третьему типу относятся вопросы, расширяющие изображенную ситуацию («Почему на картинке нет обезьянки папы?»).

А вопросы четвертого типа направлены на раскрытие содержания, сути («О чем разговаривает большая обезьянка с маленькой?» «О чем шепчутся взрослые обезьяны на диване?»).

Низким уровнем познавательной мотивации обладают дети, которые придумали к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием первых двух типов или отказались от выполнения задания. (Здесь я бы могла поспорить. Причины отказа от выполнения задания могут быть самыми разными – не понял, не понравилось, не в настроении…). О среднем уровне познавательной активности свидетельствует наличие более 4-х вопросов второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов 3-го типа. Дети с высокой познавательной мотивацией обычно задают к каждой картинке не менее 5-6 вопросов с явным преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Что скажете? Кажется ли эта методика вам достаточно достоверной? А на своем ребенке не проверяли? 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Диагностика ранней одаренности. Познавательная активность: 5 комментариев

  1. Катерина

    Интересная методика. Ирина, спасибо! Но мне кажется, ребенок может просто не понять задание — кому и зачем задавать вопросы. Я бы, наверное, сама не поняла, что имеется в виду, когда говорят «Задай как можно больше вопросов»=)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Карина, если ребенок не понимает задания, то можно попробовать по-другому его сформулировать. Например, «спроси всё, что бы ты хотел узнать об этой картинке», «спроси обо всем, что тебе на этой картинке показалось интересным».

  2. Ирина

    Сразу опробовала на своем ребенке (4 года), но он именно тяжело понял задание, то есть с радостью описал, что видит, с додумыванием сюжета, а вот с вопросами получилось сложно. Долго не понимал, что от него хотят, потому что вроде как и сам знает все про эту картинку (или может придумать, что не знает). Однако и границы вопросов (в смысле отнести их к типам) тоже размытые. Вопросы были типа: малыш радуется, потому что это его мама? Мама задает ему вопросы? А как пройти в эту дверь? И еще пара подобных.
    Как быть в ситуации, если ребенок скажет, что он сам все придумает, и что вопросов нет? О чем это говорит? И где взять остальные картинки? 😉

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Картинки через пару дней я выложу в библиотеку, а об интерпретации ответов ребенка проконсультируюсь с нашим научным руководителем Денисенковой Н.С. Мне самой интересно, что она скажет:)

    2. Наталия Денисенковf

      Добрый день, Ирина.
      Вопрос совершенный правомочный. Дело в том, что диагностика одаренности проводится только 5-ти лет. До этого времени не формируются словесно-логическое мышление и многие другие познавательные процессы, на основании которых и можно сделать сколько-нибудь серьезный прогноз о дальнейшем развитии ребенка. Именно поэтому все методики, которые мы предлагаем, можно начинать проводить только после 5-ти лет.
      Все эти тонкости мы будем обсуждать на наших семинарах, посвященных диагностике и работе с одаренными детьми. Ждем всех.
      Еще раз спасибо за важный вопрос. Наталия Денисенкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.