Диалог с почемучкой

почемучкаИз разъяснений по всем детским «почему» и «зачем» можно было бы составить самую многотомную и самую обстоятельную энциклопедию об окружающем мире. И, наверное, последний том – страниц этак в 900 – был бы посвящен самому искусству ответов на детские вопросы. Попробуем пофантазировать, какие темы и проблемы затрагивались бы в нем, – и пересказать этот академический труд в рамках одной статьи.

Возраст «почемучек» – закономерный этап в развитии ребенка. Одни малыши вступают в него раньше других и уже в три годика начинают засыпать родителей вопросами. Но большинство детей только в 5 лет дают волю своей пытливости.

Ни в коем случае не стоит относиться к веренице «зачем» и «почему» как к проявлению праздного любопытства или как к способу привлечения внимания. Ведь в этом возрасте задавать бесчисленные вопросы – практически единственный интеллектуальный способ познания мира. Это потом ребенок научится читать, извлекать информацию из телепередач и интернета… А пока что рассказы родители – его самый ценный и доступный источник знаний. И если вы игнорируете вопросы, переадресовываете их или отвечаете формально: «Потому что так получается… Подрастешь – узнаешь… Иди спроси у папы…» – это может не только навредить детскому развитию, но и приучить малыша в будущем не обращаться к вам за помощью.

Так как правильно вести себя в соответствии с ролью семейного мудреца? В первую очередь – ни в коем случае не пресекать детское любопытство. Какими бы бессмысленными и бесконечными ни казались вопросы малыша. Каким бы неудобным ни было выбранное для диалога время: поспешные сборы, людные места, плохое настроение, усталость после трудового дня – постарайтесь уделить несколько минут теме, которую затронул ребенок.

Чаще всего, интересуясь происходящим, – например, заметив, как водитель и пассажиры пытаются вытолкнуть из снега увязшую машину (А что они делают? А зачем выталкивать? А куда они поедут?..) – малыш и сам прекрасно знает ответ на свои вопросы. Он просто хочет удостовериться в правильности выводов. И вместо того, чтобы пускаться в путаные объяснения, можно ответит вопросом на вопрос: «А как ты сам думаешь?». Выслушать версию ребенка, добавить что-нибудь от себя и похвалить за смышленость и наблюдательность. почемучка

В некоторых ситуациях, особенно в случае очевидных вопросов, на помощь приходит юмор: вместо констатации факта (в случае с невезучим водителем – «они вытаскивают машину») придумайте какую-нибудь нелепицу. Предположите, что дяди лепят снеговика или меряются силой с автомобилем. Подобного рода ответ, скорее всего, будет отвергнут ребенком и даст повод малышу изложить собственный взгляд на проблему.

Конечно, такой вариант подходит для самых простых вопросов. А как быть с теми, что требуют научного подхода: Почему земля круглая? Почему в темноте ничего не видно? Почему травка зеленая?.. Ссылкой на законы физики тут не обойдешься – ведь ваш ответ должен давать пищу для размышлений. Придется подойти к проблеме обстоятельно.

Главное – ничего не выдумывайте. Самые невероятные объяснения, конечно, развлекут малыша, но вполне могут и повлиять на его объективную картину мира. Если вы затрудняетесь с ответом – предложите ребенку поискать истину вместе. Так вы не только утолите любопытство малыша, но и продемонстрируете ему способы получения информации. К примеру, на сайте www.allforchildren.ru собрана целая коллекция ответов на каверзные «что», «где», «кто» и «сколько».
Но не стоит замыкаться на интернете. По возможности, обращайтесь к словарям, энциклопедиям. Или воспользуйтесь подсказкой «Звонок другу»: поинтересуйтесь у знакомых (прямо во время диалога с малышом), что современная наука думает об этих важных вещах – и в доступной форме, со ссылкой на источник, перескажите ребенку.

Британские ученые и в этот раз не остались в стороне от животрепещущей темы: проведя опрос для Big Bang UK Young Scientists and Engineers Fair, они, на радость мировой общественности, составили список самых сложных детских вопросов. Топ-10:

  1. Почему луну можно иногда увидеть и днем?
  2. Почему небо голубого цвета?
  3. Существуют ли инопланетяне?
  4. Сколько весит Земля?
  5. Как летают самолеты?
  6. Почему вода мокрая?
  7. Как делить в столбик?
  8. Где зимуют птицы и пчелы?
  9. Как появляется радуга?
  10. Что такое часовые пояса?

На самом деле, все эти вопросы блекнут на фоне абстрактных и философских парадоксов, с которыми малыши иногда обращаются к родителям: А может золотая рыбка сама себе загадать желание? Почему время идет вперед? Бурый и белый – это такие медвежьи национальности? Кажется, разобраться с дзен-буддийскими коанами (понять, к примеру, как же звучит хлопок одной ладонью) проще, чем найти выход из этого положения.

Что же делать, когда не существует одного правильного ответа? Тут требуется призвать на помощь весь свой литературный талант – и предложить малышу несколько красивых и правдоподобных решений на выбор. Или даже придумать их совместно, взяв юного почемучку в соавторы.

Получившаяся история станет предметом законной детской гордости и обязательно будет озвучена малышом при встрече с вашими друзьями и знакомыми. А подобный опыт поможет ребенку в его дальнейших самостоятельных исследованиях окружающего мира. И возвращаться к вам из своих интеллектуальных путешествий (по страницам книг или по страницам интернета) он будет с новыми волнующими фактами и новыми объяснениями тех или иных удивительных явлений.

Мой Макс однажды спросил нас с папой: «А есть ли у неба конец?». Из этого вопроса получилась целая научная дискуссия, в которой Макс вполне аргументированно заявлял, что конец точно где-то должен быть. Расскажу об этом в следующий раз 🙂

А какие вопросы задают ваши детки?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Диалог с почемучкой: 2 комментария

  1. Татьяна

    В шесть лет сын поинтересовался, можно ли за один день посчитать до миллиона. Воспитательница сказала, что можно. Не поверил. Проверили. Оказалось, что с нашей скоростью действительно нельзя.
    Это, конечно, ерунда. Плохо, что нередко приходится признавать, что учитель неправ. И как быть, чтобы совсем не развенчать этим авторитет педагога?

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      История чудесная:) И. мне кажется, переживать по поводу «неправости» учителя не стоит. Напротив. ребенку полезно в определенный момент понять, что ВСЕ люди могут ошибаться — это нормально. Другой вопрос, может ли человек признать и исправить свою ошибку, и есть ли в поле зрения малыша такие педагоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.