Два вида одарённости, два типа личности

Эйнштейн1Жил-был великий физик Эйнштейн. Вы, наверное, слышали о таком 🙂 И был у него друг, тоже физик – замечательный ученый Эренфест. Про Эйнштейна писать не слишком интересно – его теория относительности, Нобелевская премия и высунутый язык стали вполне себе символами ушедшего столетия. А вот про Эренфеста стоит рассказать. Это был великолепно образованный, умнейший человек, чьей оценки с трепетом ждали светила современной науки. Учёный-энциклопедист. Прирожденный критик. В лучшем смысле этого слова. А вот его собственные исследования шли не слишком успешно. И Эренфест, мучаясь чувством неполноценности, покончил жизнь самоубийством.

А теперь представьте себе обычный школьный класс. 30 детей чинно сидят за партами. Учительница что-то на доске пишет. Давайте присмотримся к двум мальчикам. Один внимательно следит за каждым движением учительницы. Задаёт она вопрос – оп! ответ уже готов. Предлагает задачку – мальчишка тут же ее решает. А другой в это время лениво зевает, смотрит в окошко и думает о чем-то своем. Обращается к нему учитель – а он не слышит. Или молчит, ответа не знает. Господи, до чего глупый мальчик! – с тоской думает педагог.

Эйнштейн2

Пауль Эренфест

А если я вам скажу, что фамилии этих мальчишек – Эренфест и Эйнштейн, догадаетесь, кто есть кто? 🙂

Вопрос, конечно, гипотетический. Эйнштейн и Эренфест в одной школе никогда не учились. Но портреты вполне соответствуют. Итак? «Туповатый» школьник – это Эйнштейн, конечно. А его блестящий соученик – Эренфест.

Вопрос: почему в школьные годы одаренность Эренфеста была очевидна окружающим, в том время как о тупости Эйнштейна ходили легенды?

Ответ: Оба мальчишки были одаренными. Но одаренными по-разному. Эренфест обладал одаренностью интеллектуальной, учебной. Он отлично обучался, осваивал новый материал, великолепно мог его систематизировать. Ему все давалось на лету.

А Эйнштейн был другой породы. Казалось, он не понимал то, что было очевидно остальным. Зато имел свою точку зрения на все вокруг. Он не отвечал на простейшие вопросы учителя. Зато увлеченно думал о том или ином заинтересовавшем его явлении. Это была творческая одаренность. Которую, к сожалению, крайне редко замечают окружающие. Которую, более того, школьное обучение может запросто зарубить на корню. И 100 лет назад. И сейчас.

Не подумайте, что я пытаюсь педагогов обвинить. Ни в коем случае! Я сама не понаслышке знаю, насколько проще работать с интеллектуально одаренными ребятами. Им так нравится решать задачки! Они так быстро это делают! Их так приятно показать во время открытого занятия! Творческие – совсем другое дело. Задумаются о чем-то, уйдут в себя, не примут на веру какой-то факт простейший.

Занималась я в свое время с чудесной девочкой по имени Маргарита. Рассказываешь что-нибудь. Спрашиваешь детей: «Понятно?». Все: «Ага, Ирина Борисовна». А Марго головой мотает: «Не, — говорит, — что-то до меня не дошло». Объясняешь еще раз. Потом третий. Уф, кажется, ребенок успокоился, понял.

Даёшь задачку. Кто-то решает, остальные быстренько подсматривают и сидят довольные. Марго – другое дело. Ей надо СВОЙ способ решения найти. Вот что прикажете с этим ребёнком делать? Дети скучают и ее ждут. А ей все равно – она над решением бьется.

Зато однажды, когда я задала дошколятам свой любимый вопрос – тот, который замечательный математик Арнольд поместил в список лучших задач для детей и взрослых, как вы думаете, кто сумел на него ответить? — Марго, естественно. Единственная из всех.

К теме творческой одаренности мы еще не раз вернемся. Почитать о ней можно в великолепной книге Виктории Юркевич «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность».

Кстати, вот вопрос, который я задавала дошколятам: «Поросёнок весит 2 кг и еще полпоросёнка. Сколько весит целый поросёнок?» Сумеете ответ найти? 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Два вида одарённости, два типа личности: 13 комментариев

  1. Фанатка

    Может как то проще можно, но мы решили так:
    х — вес поросенка
    х=2+1/2х
    х-1/2х=2
    1/2х=2
    х=4

  2. 4ebik

    Спасибо!))) А как дети в детском саду такую задачку решают. Уравнением?)))

  3. Виктор

    Спалили тему зря )) не надо было решение в комменты выкладывать ))
    Задача, как я понял для детей из садика, а не школы, так что уравнением объяснять решение будет сложновато )

  4. Ирина * Воробьева

    Ну, конечно)
    Ведь логично, что 2 кг это и есть полпоросенка:)
    Т.к. один целый поросенок весит 2 полпоросенка и не больше!
    Так что логично, если 2кг+полпоросенка=поросенок, то 2кг=полпоросенка

    Вроде так:)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Ага, именно так эту задачку решают дети:) И я тоже:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.