Еще немного о научной жестокости

экспериментВчера я писала о чудовищном эксперименте, в ходе которого мальчика пытались воспитывать как девочку. В действительности, это далеко не единственный случай отсутствия гуманности или даже проявления настоящей жестокости при проведении научного исследования. Что меня пугает по-настоящему- жертвами таких исследований частенько становятся дети.

альберт1

Маленький Альберт в начале эксперимента

Практически в любом учебнике по экспериментальной психологии описан случай «маленького Альберта» — эксперимент, проведенный в далеком 1920-ом году известнейшим ученым-бихевиористом Уотсоном. Суть исследования заключалась в проверке гипотезы о том, что с помощью некоторых условий можно легко сформировать реакцию страха на тот или иной предмет. Испытуемым был 9-месячный малыш-сирота по имени Альберт. Малыш этот, резвый и энергичный, совершенно не боялся ручных крыс и весело играл с ними. И вот однажды в тот момент, когда Альберт в очередной раз коснулся крысы, Уотсон у него за спиной громко ударил в гонг. Малыш испуганно вздрогнул. Еще одно касание крысы -еще удар. Громкий, резкий и неожиданный. Через пару дней таких «упражнений» с крысой и гонгом Альберт начал истошно кричать, только завидев крысу. А еще через неделю он кричал, увидев любой предмет, хоть сколько-нибудь похожий на пресловутого белого грызуна — комок ваты, белого кролика, маску Санта Клауса. Избавить от этого страха малыша впоследствии так и не смогли…
Еще одна история. 1939 год. Профессор Венделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор из университета Айова привели в свою лабораторию 22 ребенка из приюта (прошу заметить, опять сироты). Детей случайным образом разделили на две группы. Одной группе сообщили, какие детки молодцы — как замечательно, чисто и правильно они говорят. А над другой группой Мэри Тюдор вдоволь поиздевалась. Каждого малыша высмеяли, заявили, что его речь представляет собой нечто бессмысленное и нечленораздельное и в завершении обозвали заикой. В результате у большинства детей этой группы развились дефекты речи, от которых они не могли избавиться в течение всей жизни.
Думаете, ученые были наказаны, а детям возместили (хоть в какой-то мере) нанесенный ущерб? Ну что вы… Эксперимент долго хранился в тайне и лишь в 2001 году перед его участниками (а прошло 62 года!!!) извинилось руководство университета. Только и всего.
Что интересно, я не вижу в проведенных экспериментах огромной научной значимости (честно, даже средненькой не нахожу). Ученые доказали, что, оказывается, впечатления, полученные в раннем детстве, могут оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь и быть причиной фобий или тех или иных дефектов. Ну надо же какое открытие! — достойно Шнобелевской премии. Зато какой ценой получено!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Еще немного о научной жестокости: 5 комментариев

  1. Виктор

    В 1939 как раз Фрейд умер.
    Ценность то может и есть. Глядя вокруг и наблюдая как мамочки или папочки могут резко окрикнуть малыша, когда тот, например, кладёт грязную руку в рот, или криком пытаются заставить ребёнка не плакать, можно сделать предположение, что они не имеют понятия о том, к чему это может привести. Другое дело, что ученые могли бы сделать эти выводы путём анализа уже имеющихся проблем, а не прямым экспериментом (который по сути является преступлением, так как наносит вред физическому и психическому здоровью человека)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Хм… может, вы и правы. Только мне почему-то кажется, что адекватным родителям и так понятно, что запугивания и насмешки над ребенком ни к чему хорошему не приведут. Ну, а неадекватным никакие эксперименты не помогут.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      А ля нацисты, блин. А вообще, уже давно выпущены сборники с описаниями самых жестоких экспериментов в истории науки — волосы дыбом становятся. Вернее, тех экспериментов. которые дошли до внимания широкой общественности:)

  2. Раиса

    Опыты и эксперименты над людьми, особенно над детьми с несформированной психикой — это кощунство, И никакие научные достижения, основанные на поломанных судьбах, не могут оправдать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.