Если ребенок проиграл — как реагировать?

олимпиадаЯ люблю смотреть Олимпиаду. Даже не потому, что болею за наших (хотя болею, ещё как :)), а потому, что наблюдать за спортсменами, победителями и проигравшими, безумно интересно. Вот наш Шипулин, к примеру, почти догнавший золото, но оставшийся в результате совсем без медали. Что он чувствовал? И, не менее интересный вопрос, что чувствовал его тренер и что он ему после гонки сказал?

Кстати, а как вы реагируете на проигрыш ваших детей? Я долгое время считала своим долгом подбодрить сына после неудачи – мол, сейчас не получилось, получится в следующий раз. А не так давно поняла, что это ошибка. Очень серьезная. Которая, возможно, крайне плохо сказывалась на желании Макса расти и развиваться.

Давайте разберем пример.

У вас замечательная дочка, стройная, гибкая и энергичная. Вот уже год она ходит на занятия по гимнастике. Занятия ей очень нравятся, у нее отлично получается. Дочка собирается выступить на соревнованиях и конечно жаждет победить. Ей (да и вам тоже) кажется, что медаль у нее уже в кармане.

И вот начинаются соревнования. Дочка выступает отлично. Но другие девочки выполняют упражнения не просто отлично, а великолепно. В результате, ваш любимый ребенок остается без награды.

Что вы скажете дочке? Предлагаю несколько вариантов:

  • Мне твое выступление очень понравилось – куда больше, чем выступления других девочек.
  • Не понимаю, почему ты не получила медаль! Это несправедливо!
  • Ничего страшного! Гимнастика – не самое важное в жизни.
  • Ты очень способная девочка. У тебя обязательно получится в следующий раз!
  • Ты не заслужила победы.

Последний вариант кажется убийственным, правда? Как можно такое собственному ребёнку сказать? Тем не менее, именно он является самым правильным.

Давайте попробуем понять, какое послание несет каждый из вариантов.

В первом случае, говоря дочке, что лично вы считаете ее лучше всех, вы, по сути, проявляете неискренность. Она не была лучшей. Вы это знаете. И дочка это знает. Так что ваш ответ ей ничем не поможет – ни оправиться от удара, ни совершенствоваться дальше.

Второй вариант – ужасная несправедливость, дочку лишили медали!!! – это просто перекладывание вины на плечи других людей (в данном случае, судей). Хотите, чтобы ваш ребенок приобрел привычку обвинять других в своих собственных недоработках? – Если нет, то так реагировать не стоит.

Третий вариант (гимнастика не имеет значения) учит дочку обесценивать те занятия, в которых у нее что-то не получается. Сможет ли она при такой установке добиться в чем-либо серьезного успеха? – Вряд ли.

Четвертый путь – тот, который я обычно выбирала, пожалуй, самый опасный. По сути, мы говорим ребенку, что раз у него есть способности, то все будет замечательно. Все будет получаться. Просто так. Без серьезной работы. Но если дочка не выиграла это соревнование, с какой стати, вдруг, она выиграет следующее?

Последний вариант про незаслуженность победы самый жестокий. Только мать-ехидна способна это сказать, правда? А я теперь именно так стараюсь делать. Почему? – потому что именно правда (возможно, высказанная несколько в других выражениях) способна помочь ребенку стать лучше.

Что можно было бы сказать в случае с гимнастикой: «Дочка, я знаю, что ты сейчас испытываешь. И понимаю, как тяжело переживать такое разочарование – надеяться на что-то, прикладывать кучу усилий и потерпеть поражение. Но пока ты победу не заслужила. Есть девочки, которые занимаются дольше, чем ты и, наверное, больше тренируются. Если ты хочешь выиграть соревнование, тебе придется хорошенько постараться.

Знаешь, гимнастикой можно заниматься и просто для удовольствия. В этом нет ничего плохого. Но если тебе хочется участвовать в соревнованиях и побеждать, то придется трудиться больше».

Возможно, ребенку будет обидно. Конечно, куда приятнее, если мама утверждает, что все будет хорошо. Но это ложная надежда. По-настоящему поможет уверенность в том, что все получится. Но не просто так. А если очень-очень постараться.

По большому счету, своей реакцией мы транслируем ребенку установку на рост: интеллект и другие качества можно развить, если планомерно над ними работать, а изначальный уровень способностей и талантов – всего лишь стартовая точка. «Побочные эффекты» — любовь к обучению и устойчивость к неудачам.

Мне кажется, ради всего этого стоит перебороть свои нежные чувства и сказать правду. Некоторые родители думают, что возложив на ребенка ответственность за его достижения, они подрывают его уверенность в себе. А, на мой взгляд, все с точностью до наоборот. Конструктивная критика способна помочь, а ее отсутствие ставит будущие успехи ребенка под сомнение.

Что скажете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Если ребенок проиграл — как реагировать?: 8 комментариев

  1. Анна Белова

    А разве обязательно говорить, что дочка не заслужила победу? Можно было бы просто сказать: будешь стараться, все получится. В остальном мысли очень понравились.

  2. Галина

    На своем опыте убедилась, что так и есть. Мы своего Никиту захваливали с самого детства, все неудачи списывали на что угодно, только не на него. Как результат, он сейчас (8 класс) берется только за то, что ему легко дается. Как только провал, бросает.
    Как теперь привить уверенность в своих силах? Может уже поздно?(((

  3. Наталья

    Спасибо, Ирина! актуальная статья )) До этого я не задумывалась о последствиях таких обычных слов утешения.

  4. Наташа Аистова

    А если выяснилось, что у дочки таланта недостаточно? Она очень хороша, но на уровне школы. А в городе ей звездой никогда не быть. Зачем тогда говорить ей про то, что надо стараться? Мне кажется. что иногда вариант «Гимнастика — не самое важное» не так уж и плох.

    1. Нина

      Вот не согласна совсем! Кто будет решать, есть у нее талант или нет? Вы или судьи? Все зависит от мотивации и желания самой девочки. Если ей это надо, то никакое отсутствие «таланта» не помешает многого добиться.

      1. Наташа Аистова

        Ну конечно. Все дети одаренные, все могут добиться, чего угодно. Так не бывает. Давайте смотреть на вещи реально.

  5. Наталья

    Бывает, что талантливые и способные опускают руки, а не столь талантливые, но прилагающие старание и терпеливо идущие к цели, их в результате обходят.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Абсолютно правильно! Как раз на эту тему недавно размышляла. Примеров — куча. Иногда печальных. Когда способные дети не желают прикладывать усилия только потому, что боятся поражения. Мол, лучше я совсем ничего делать не буду — тогда, по-крайней мере, меня не обвинят в том, что глупый (старался, и ничего не вышло).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.