Гении-неудачники или немного об IQ

IQ1Не так давно мы пытались понять, что влияет на успешность человека, какие факторы могут служить предиктором будущих свершений? Одной из наиболее распространенных гипотез является концепция о прямой зависимости уровня интеллекта и достижений человека. Мол, показал в тесте IQ в 170 баллов – все, готовься получать Нобелевскую премию.

Ярким представителем научной школы, поддерживавшей эту теорию, являлся профессор психологии Стенфордского университета Льюис Терман. В 1921 году ученому повезло получить солидный грант. В результате была собрана команда специалистов, тестировавших интеллектуальное развитие детей. Среди 250 000 учеников начальных и средних школ Америки были выделено 1470 детей, чей коэффициент интеллекта лежал в пределах от 140 до 200 баллов. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории.

Терман, как курица-наседка, до конца жизни не спускал глаз со своих подопечных. Он отслеживал их жизненный путь, тестировал, измерял и анализировал, отмечал академические достижения, следил за развитием семейных отношений, собирал сведения обо всех болезнях, фиксировал состояние психологического здоровья, прилежно документировал любое повышение по службе и смену работы.

IQ2

Льюис Терман

«В человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности», — сказал однажды Терман. Он был убежден в том, что именно люди с высоким IQ «способны двигать вперед науку, искусство, образование, государственное управление и социальное благополучие в целом». Когда подопечные Термана еще учились в средней школе, он с воодушевлением писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Он предлагал литературным критикам сравнить образцы литературных произведений своих творчески одаренных маленьких «термитов» с ранними работами известных писателей. И те не могли отыскать хоть сколько-нибудь значимых различий. Все признаки указывали на группу с потенциалом «героического характера». Терман был уверен в том, что термитам уготовано стать будущей элитой Соединенных Штатов.

А через 50 лет стало очевидно, что Терман ошибся. Некоторые из его вундеркиндов писали книги, научные статьи или добились успеха в бизнесе. Несколько человек занимали государственные должности. Среди них были двое судей Высшего суда, один судья муниципального суда, два члена Калифорнийского законодательного собрания и один крупный чиновник. Но мало кто стал фигурой национального масштаба. Многие получали приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно считать вполне заурядной, и на удивление много бывших термитов даже сам Терман признал неудачниками.

Среди столь тщательно отобранных гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии. Что интересно, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ.

В своей разгромной критической статье социолог Питирим Сорокин пришел к такому выводу: если бы Терман собрал группу из произвольно выбранных детей, происходивших из таких же семей, как и термиты, и не оценивал их IQ, то представители этой группы достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении.

В заключение к четвертому тому «Генетического изучения гениев» слово «гений» исчезло. Более чем разочарованный Терман писал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».

Грустный итог… Или наоборот? 🙂 Получается, что у людей с IQ чуть выше среднего не меньше шансов на успех, чем у тех, у кого показатели рвутся к запредельным высотам? А, может, и больше… А что же все-таки этот самых успех определяет? У кого-нибудь есть версии? 🙂 Пишите! А я чуть позже приведу мнения специалистов мирового уровня на сей счет.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Гении-неудачники или немного об IQ: 5 комментариев

  1. Виктор

    Тогда сначала нужно дать чёткое определение успеху. Думаю, что каждый представляет его по-своему. Судя по статье, предполагается что успешность — это нобелевская премия и национальный масштаб личности?

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Довольно ехидное замечание — мне понравилось:))) Нет, я не считаю, что успех — это личность в национальном масштабе и нобелевская премия. Проблема в том, что сам исследователь, Терман, провозглашал, что его «гении» именно таких масштабов и результатов достигнут. Ну, раз у них IQ зашкаливает, то и достижения должны это делать. А получилось все куда скромнее. Большинство «термитов» с точки зрения обычного человека стали успешными людьми — семья, карьера,… Но ничего примечательного, ничего выдающегося. Точно таких же успехов добиваются люди с IQ в 100 баллов. И вот этот факт для пресловутого Термана стал откровением. Неужели интеллект вносит столь мало в результативность человека?

  2. Раиса

    Для получения Нобелевской премии кроме высокого интеллекта необходимо много других качеств, которыми человек с высоким IQ может не обладать. И вообще понятие успешности у каждого свое.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Ну вот… Самое интерсное не дописали:)) А какие, какие качества, на ваш взгляд способствуют успешности? (ну. хотя бы той же Нобелевке:))

  3. Юрий

    Дар Божий, а именно, Уникальное сочетание ДНК родителей-остальные подроности — письмом через мое shurf7@mail.ru.
    Посмотрите по этому поводу генеалогическое древо Пушкина (прадеды!!!), ветвь «из немцев»!!! Высокий IQ, багаж знаний не указывает на творческие возможности в данной области деятельности – это эквивалентно складу нужных, но невостребованных и/или неиспользуемых вещей. Альберт Эйнштейн из рук вон плохо учился и слыл в школе отпетым лентяем и тупицей. Родители были вынуждены забрать Ньютона домой из-за «неспособности к обучению» (http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/21-03-2012/1111805-um_ucheba-0/). И т.д. и т.п.
    «Что интересно, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ». Великолепно Вами сказано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.