Издеваются ли над особыми детьми в американских школах

bulyПосле публикации об усыновленных детях с синдромом Дауна, мне задали вопрос, на который сразу захотелось оптимистично ответить. Очень оптимистично. Мол, не сталкивалась, ничего такого нет и быть не может. Но по здравому размышлению, я решила не торопиться. И спросить мнение других людей, более опытных.

А вопрос был такой: не обижают ли «особенных» детей в американских школах? Не издеваются ли над ними сверстники?

У меня в Америке есть подруга – совершенно замечательная. Живет она здесь давно и знает очень много. Так вот ее старший сын, 6-летний Андрюша, ходит в американскую школу. И в одном классе с ним учатся два особых ребенка. Вот что Римма об этом говорит.

В Андрюшином классе особых детей не обижают. Думаю, во многом потому, что у них отличная учительница, которая специально на этом делает акцент. Она не говорит детям, что вот Люк ‘особый’ ребенок, поэтому давайте все дружно его любить и жалеть. Она как раз старается с ним обращаться как с обыкновенным ребенком, как мне показалось. Дает ему те же задания, что и другим детям и требует такого же соблюдения правил, как и от других детей. Но если он вдруг теряет самоконтроль и начинает кричать или впадает в истерику, она учит детей не обращать на это внимания и продолжать заниматься своими делами.

Еще к Люку приставлен специальный педагог, который учит его справляться со своими эмоциями. Он приходит несколько раз в день в класс и помогает ему прорабатывать разные трудные ситуации.

Мне кажется, самый сложный момент для таких детей это перемена. Андрей мне рассказывал, что этот специальный учитель попросил Андрея как то поиграть с Люком в мяч, потому что «Luke has a hard time making friends’ (у Люка не получается подружиться с ребятами). Они это так преподнесли, что Андрей теперь ужасно гордится тем, что поиграл с Люком.

Я только что у него спросила, не обижают ли Люка другие дети. Он сказал, что нет и что он лично специально следит за тем, чтобы не обижали. Не знаю насколько это правда. Но то, что он считает нужным мне об этом так сказать, мне кажется, тоже об многом говорит.

Не уверена, что наш опыт показателен. Все-таки в начальных классах детским поведением и эмоциями легче управлять, чем в средних и старших классах. В новостях регулярно проходят всякие страшные истории о том, как детей инвалидов или специальных детей обижали и травили.

Наверное, многое зависит и от конкретной проблемы специального ребенка. У Андрея в классе их два и развитие у них обоих в пределах нормы. У одного -серьезные проблемы с концентрацией, а у другого — с эмоциями. Это на мой, сугубо не профессиональный взгляд.

Я, кстати, поразилась, когда пришла помочь в класс (Примечание: родители в американский школах часто помогают в качестве волонтеров) и учительница меня попросила взять стопку домашних заданий по математике и проработать ошибки индивидуально с каждым ребенком. В стопке были и домашки этих двух мальчиков. Т.е. мне, простой мамаше без какого то специального образования, доверили занятия со специальными детьми. Это было для меня настоящим откровением.

Потом, вернувшись домой, я много думала о том, как учеба в одном классе с такими детьми влияет на других детей, учителей, родителей и самих детей. Пришла к выводу, я очень рада, что у меня и Андрея есть теперь такой опыт.

Это мнение Риммы, мамы, чей сын учится вместе с двумя особыми детьми. А есть еще Молли, помните я о ней рассказывала? Та, которая удочерила девочку с синдромом Дауна. Вот что она говорит.

Знаете, у меня никогда не было опасений, что Лили будут обижать в школе. Дело в том, что мы живем в маленьком городке, где все друг друга знают. Это такое место, где, если ребенок заходит в магазин, продавец за прилавком спрашивает его о результатах вчерашнего футбольного матча.

Лили все знали с тех самых пор, как она оказалась в нашей семье. Мы вместе гуляли, ходили на фестивали и в театр, делали покупки и катались на велосипедах. Обычно, люди приветливо машут ей рукой и заводят разговор о том, о сем. В школе, в которую ходит Лили, многие дети были с ней знакомы.

Вообще, мне кажется, что чем раньше дети пересекаются с особыми ребятами, тем лояльнее и добрее они к ним относятся. Последнее время мир стал намного разнообразнее, чем раньше. Люди, наконец,поняли, что все мы разные. Мы не должны быть одинаковыми. Мне кажется, это знание взрослым дается с трудом, а дети его нутром чувствуют. Они видят, что Лили не такая, как они, и принимают это как должное.

Вот. Мнения двух мам, находящихся по “разные стороны баррикад”… А мысли схожие…

Кстати, когда-то я писала о «самой страшной женщине в мире«. Девушке, страдающей редким заболеванием, в результате которого ее организм не усваивает жиры. Лиззи ест постоянно, а весит всего 25 кг и выглядит, вы понимаете…

Так вот, в детском саду и школе Лиззи обожали все. И взрослые, и дети. Потешались над ней исключительно незнакомцы. Те, кто случайно видел ее фото или посмотрел с ней видео. Понимаете, они видели лишь уродливую картинку, а те, кто Лиззи знал, — Человека.

lizzy

Лиззи Веласкес с друзьями

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Издеваются ли над особыми детьми в американских школах: 7 комментариев

  1. Sunny

    Мне тоже кажется, что ранний опыт общения с «другими» людьми очень полезен. Особенно,, если ребенок учится уважительному отношению к тем, кто отличается от него самого

  2. Елена

    Это опыт только двух мам. Не даром, одна из них сказала, что по ТВ рассказывают ужастики о случаях издевательств над детьми…

  3. Анна Бороздина

    Ирина, спасибо за то, что провели маленькое исследование. А вот, что вижу я в детском саду. Есть ребенок, который не умеет контролировать эмоции (может раскричаться или внезапно ударить), другой в силу плохого зрения носит толстые очки и вплотную подходит ко всему, что хочет рассмотреть. Над ними не издеваются тоже, но избегают контакта, стараются рядом не оказываться. А если я даю детям задание в парах, то встречаю грубую и обидную попытку отказа в роде «с ним\с ней ни за что». Это приводит к замкнутому кругу: особый ребенок ведь все понимает и еще больше замыкается/злится, даже если удается настоять на выполнении задания. Я не воспитатель, вижу детей раз в неделю и думаю, как можно еще работать с взаимоотношениями.
    Бывает, отмечу успехи реальные этого ребенка (который агрессивный, но одинокий), сегодня он старательный и увлеченный, а он в другой раз выкинет что-нибудь этакое (громкий смех, демонстративный игнор).

    1. RitaR

      Не оптимистичный, а более реальный взгляд на проблему. Согласна с Анной! Я часто вижу, как не такие дети становятся изгоями уже в детском саду

    2. Катя Кошкина

      Мне кажется, детям надо объяснять и рассказывать про «не таких». Проводить с ними отдельную работу. Постараться создать у них такое настроение, что умение помочь особому ребенку будет вызывать гордость. Я понимаю, конечно, что это на словах легко..

  4. Rimma

    Мне кажется, что жестокость детей вполне естественна. Они всегда будут сторонится тех, кто чем то от них отличаются. Интересен вопрос, что общество с этим делает. Когда мой сын пошел в школу в прошлом году, у него в классе тоже была пара детей с отклонениями, они явно отставали в развитии. Андрей очень честно мне говорил, что он с ними не дружит и не играет, потому что они «странненькие» (weird). Прошел год, и теперь он говорит, что следит чтобы особых детей не обижали. Т.е. прогресс на лицо и это не моя заслуга, мы этот вопрос дома практически не затрагивали. Этому его явно в школе научили. Конечно, нам всегда очень везло с учителями и школами. Но именно в вопросе травли детей-инвалидов дело не в школе, а в том как общество к этому относится. Я училась в очень плохой high school. Про входе учеников там обыскивали, как в аэропорту, и несколько раз подростков увозили прямо в участок. Травля была по отношению к иммигрантам, к детям другой расы и т.д. Т.е. картина понятна. Но травли инвалидов не было. К нам пришла русская девочка, только только приехавшая. По английски она не говорила ни слова, одета была совсем не стильно, таких очень часто травили. Но она была особой, это было сразу видно. К ней была приставлена специальная учительница, находившееся при ней весь учебный день. Отношение к ней было совсем не таким, как просто к иммигрантке. С ней все в основном были приветливы, здоровались и старались перебросится парой слов. Никто с ней не рвался дружить, но часто помогали.

    Конечно, нет в мире идеала и травля будет всегда и везгде, по совершенно разным поводам.
    Но случаи травли детей-инвалидов освещаимые в новостях часто вызывают такую бурю возмущения, что родители обидчиков не редко потом выступают по телевизору с извинениями.

    1. Larissa

      Очень здорово! Спасибо за такой подробный ответ. У нас вроде бы принят закон об инклюзии. Но с детьми инвалидами мой сын еще не сталкивался. У нас их как-то не видно совсем. Насчет тезиса об обществе полностью с вами согласна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.