Измерить креативность: как?

творчествоДиагностика творческих способностей не менее сложное дело, чем оценка уровня интеллекта. И не менее интересное. Может ли ваш ребенок скреативить и придумать что-нибудь новое, что-то изобрести, что-то усовершенствовать – в общем, создать нечто необычное? Если вы с таким вопросом придете к детскому психологу, то, скорее всего, вам (вернее, вашему чаду) выдадут рисуночный тест Торренса или, в российской адаптации, О.М. Дьяченко.

Суть довольно проста. Ребенку (не младше 5 лет) выдается несколько листов бумаги, на каждом из которых изображена небольшая фигурка. От ребенка требуется дорисовать фигурку так, чтобы получилась картинка – любая, какую он придумает. Когда малыш завершает картинку, его спрашивают, что он нарисовал, и записывают ответ. А затем выдают лист с новым изображением.

торрренс1

Фигурки из методики О.М. Дьяченко. Каждое изображение предъявляется на отдельном листе.

Дети с высоким уровнем развития творческих способностей обычно рисуют предметный рисунок, а не изображение типа «такой узор», «буква», «цифра»,… Их рисунки, как правило, насыщены деталями, а начальная фигурка часто становится не центральной частью изображения, а его второстепенной деталью, включается в новый предмет.

торрренс3

Рисунок 6-летнего Вани З. «Домик» (опять)

торренс4

Рисунок 6-летнего Вани З. «Девочка»

торренс5

Рисунок 6-летнего Вани З. «Дорожка»

 

 

 

 

 

Перед вами типичные рисунки 6-летнего ребенка – ничего необычного, стандартные изображения и образы, иногда повторяющиеся (два домика, к примеру).

торренс6

Рисунок 6-летней Ани Г. «Кот»

торренс7

Рисунок 6-летней Ани Г. «Девочка-казачка»

торренс8

Рисунок 6-летней Ани Г. «Осьминог»

 

 

 

 

 

А вот совсем другой случай. Треугольник превратился в нос кота. Круг с треугольником – это тоже девочка, но какая! Роскошные косы. И рисунок называется: «Девочка-казачка». Чувствуете разницу? И, наконец, самый потрясающий рисунок. Обычный завиток превратился в контур щупальца симпатичного осьминога.

Все это, конечно, интересно и хорошо. Но у меня, как всегда, возникла куча вопросов. Первый: а что если ребенок просто «не примет» задание – ну, не интересно ему рисовать картинки? Или поймет его как необходимость как можно быстрее что-то изобразить? – потому и нарисует нечто банально-нехитрое. Наш эксперт Толмачева Татьяна Евгеньевна советует внимательно следить за реакцией ребенка во время диагностики. Если возникает подозрение, что ребенок хочет как можно быстрее отделаться от задания, то стоит попробовать замотивировать его на придумку чего-то «потрясающе интересного» или отложить диагностику на другой раз.

Второй вопрос: а почему мы проверяем именно способность нарисовать что-то необычное? А если креативность ребенка относится, скажем, не к изобразительной, а к вербальной сфере? Оказывается, Торренс, прославившийся своими исследованиями природы творчества, создал не один рисуночный тест, а целую батарею методик, которая включает в себя самые разные задания. Например, задача улучшения продукта: ребенка просят «усовершенствовать» игрушку так, чтобы с ней было интереснее играть. Или проблема «прыгающей коровы»: необходимо продумать все возможные последствия того, что могло бы произойти, если бы корова допрыгнула до Луны (этот вопрос я взяла на заметку – надо на выходных озадачить Макса :)). Словом, для того, чтобы в полной мере оценить творческий потенциал ребенка, существует огромное количество интереснейших заданий. И полученные результаты надо рассматривать в комплексе.

Ну, и последний мой вопрос: насколько выявленный потенциал ребенка коррелирует с его будущими творческими достижениями? Как и следовало ожидать,  высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления.

торренс9Для того чтобы объяснить роль творческих способностей Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов (т.е. в области пересечения окружностей).  Другими словами, при отсутствии мотивации высокий уровень творческих способностей не обеспечит творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности. Помните, мы уже упоминали о важности мотивации в реализации способностей и талантов?

Да, в связи с последним тезисом у меня появился еще один вопрос 🙂 А откуда эта самая мотивация, стремление создать что-то или придумать берется? Врожденное это или приобретенное свойство? Почему одни дети уже в самом раннем возрасте не могут оторваться от какой-нибудь задачки или деятельности, а другие, обладая огромным потенциалом, не имеют никакого желания его реализовывать? Как вы думаете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Измерить креативность: как?: 2 комментария

  1. Ирина

    Видела похожий тест, только с немного другими фигурами, в пособии Марцинковской. Очень интересная методика. На практике проводила с детьми и помню, как одна девочка из незамкнутого круга нарисовала кольцо с драгоценным камнем. Ключ к методике подобные рисунки оценивал в высочайший балл. :))

  2. Ольга

    Привычка думать или не думать, желание что-либо делать или не делать — приобретенные характеристики от родителей. Если родитель таковым не занимается с увлечением, как ребенок будет к этому стремиться? Бывают исключение, и это вопреки условиям, в которых оказался ребенок, так как его природная целеустремленность высока. Как трава пробивается сквозь асфальт — трудно и растение не такое крепкое. Окажись такой ребенок в подходящих условиях, его талант раскрылся бы гораздо полнее. Дети подключаются к творческому родителю. А вот когда родители вводят тотальные запреты на страсть к новому, к открытиям, исследованиям, какой ребенок будет считать, что делать новое — это приятно? Он будет ожидать, что это из ряда вон плохо, ведь мама кричала, когда он разбил вазу, испачкал одежду. А он творил — экспериментировал. Чтобы создать новое, человеку, в том числе и ребенку, необходима некая проблема. Например, очень хочу что-то, и не могу/нет. Тогда начинается мыслительная деятельность: как это достичь, сделать. К изобретательству это имеет самый прямой путь. Если человеку комфортно, его все устраивает, зачем изобретать? При этом одобрение изобретения, исследования, его принятие — тоже важно. Ирина, если вы эксперт в области одаренности, то вы об этом знаете. И все ваши вопросы выглядят несколько странно в таком случае. Наверно, вы хотели, чтобы поразмыслили читатели. Но такая формулировка вопросов говорит, что вы не знаете ответы. И тогда вы не эксперт. Но вы эксперт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.