Как детей учат читать в Америке

Сегодня в школе у Макса проходила конференция для родителей. На самом деле, просто встреча с учителем ребенка. Каждому родителю отводилось 20 минут на беседу с педагогом. Учитель объяснял, что они в данный момент изучают, к чему стремятся и рассказывал о достижениях ребенка. Мероприятие растянулось на 2 дня, во время которых дети наслаждались свободой (никаких уроков), а родители теми самыми 20 минутами уединенной беседы.

Были они сегодня и у меня. Узнала много интересного. Делюсь 🙂

Как я уже не раз упоминала, начальная школа в Америке, ну совершенно непохожа на российскую. Никаких парт и детей за партами. Дети передвигаются по классу, много играют, рисуют и лепят. Главная цель у нашего учителя, мистера Джохансена помните? :), подарить детям уверенность в своих силах (по крайней мере, он так заявляет), ощущение «Я могу!». А еще сделать так, чтобы детишки научились по-настоящему хорошо читать и полюбили это дело всей душой.

Вот для этого мистер Джохансен прикладывает все возможные усилия – в форме, совсем не похожей на то, что я видела в России.

Вместо того, чтобы учить буквы и читать по слогам, дети рисуют и сочиняют истории. Выглядит это так. В течение получаса ребенок имеет возможность сочинить, нарисовать и записать свою историю. Тему иногда предлагает учитель, но, чаще, выбирает сам ребенок.

Для рисования истории детям выдают несколько листов. Дети их заранее нумеруют. На каждом листе окошко, в котором можно нарисовать иллюстрацию. А внизу строчки. Хочешь? – запиши содержание. Внимание уделяется тому, чтобы у каждой истории было начало, середина и конец.

Потом каждый ребенок рассказывает и «дает почитать» свое творение товарищам. Время от времени истории «публикуются». Мистер Джохансен обшивает листы, делает плотную обложку и организует библиотечный день. Ребята обмениваются книгами и делятся впечатлениями.

На мой взгляд, потрясающая вещь! Потрясающая идея! Почему? Потому что я вижу, как она работает.

Вот первая «история» моего Макса. Ни начала, ни конца, просто картинка.

1

А вот одна из последних. История стала длинной. Появился сюжет. И, что самое главное, мой ребенок, до сих пор почти не говорящий по-английски, начал вставлять «реплики» персонажей.

2

История навеяна приближающимся Хеллоуином:)

3

Один человек однажды заблудился и попал в дом с привидениями

4

Начали они его пугать. А человек бежит и зовет на помощь.

5

Все больше и больше привидений. Совсем страшно человеку

6

Гонятся привидения за ним, бедным.

7

Добежал человек до дома. А там жена. сказала она ему «Привет!» и все привидения улетучились. И стало человеку радостно:)

А еще наш стеснительный Макс, не боится показывать свои истории ребятам, да еще и что-то о них рассказывает. Мистер Джохансен сегодня изобразил как. Жестами, мимикой, отдельными словами и пальцем, указующим на рисунок 🙂

В классе имеется огромная библиотека детских книг. Самых разных. От коротеньких веселых историй до «научных» книжек о животных и природных явлениях. Книжки лежат не в шкафу, а сложены в ящики, стоящие прямо на полу. То бишь любой ребенок может подойти, хорошенько в ящике покопаться и выбрать что-то для себя. В течение дня учитель целенаправленно выделяет время для этого действа. Ребенок выбирает книгу, начинает ее читать и обсуждать с приятелями, а потом забирает домой. На сколько хочет.

Еще есть библиотечный день. Когда все дети приглашаются в библиотеку, в которой книг еще больше, чем в классе. Там родители или другие учителя читают ребятам выбранную книгу, иногда разыгрывают спектакль по ней, иногда устраивают обсуждение. И, опять же, ребенок уходит из библиотеки не с пустыми руками, а с книжками.

Результат? На мой взгляд, просто отличный! Макс меня сейчас постоянно дергает – мам, давай почитаем книжку. И еще одну! И еще! Сам читает (с его то уровнем английского!). И, главное, не скукоживается при виде английских букв и слов, ярких обложек и длинного текста. Напротив, оживает.

PS: Справедливости ради, стоит сказать, что если бы мой ребенок уже умел читать (как он это умеет делать по-русски), то, возможно, мне бы все это показалось несколько несерьезным. Может, захотелось бы более «продвинутых» занятий. Кто знает. Но сейчас, сейчас я просто в восторге. То, что надо. Чтобы не напугать ребенка, не забить. А подарить то самое ощущение, о котором мистер Джохансен говорил: «Я могу!». И хочу! 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как детей учат читать в Америке: 10 комментариев

  1. Екатерина

    Не совсем поняла, как ребенок, который не знает буквы и не умеет читать по слогам, сможет записать содержание истории… («Вместо того, чтобы учить буквы и читать по слогам…») Просто перерисовать слова — да, а самому записать и тем более прочитать… На мой взгляд, это хороший способ для формирования мотивации к чтению, уверенности в себе, умения общаться с другими детьми.

    1. Ирина Рогожкина

      Сразу записать содержание конечно не может. И не записывает)) Буквы и слоги он пишет в прописях — но совсем немного, не так, как в российских школах. А постепенно на картинках сначала появляются реплики персонажей, а потом текст под картинками.

  2. Линара

    Интересно.., очень.., а со скольки лет дети начинают посещать школу?

  3. facebook.com Linara Bashtannik

    Просто интересно с самого начала.., у них также детский сад до 7 лет, с 7 лет в школу, или раньше в школу отдают детей..?

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      В государственные школы детей принимают с 5 лет. 5 лет подготовительный класс (kindergarten). В 6 лет — 1 класс. Всего 12 классов. То бишь дети учатся с 5 до 18. В публичных школах бесплатно. В частных — платно. Все, что до 5 лет — это частная сфера. Можно отдать ребенка в ясли с рождения, можно в сад с 2-х или 3-х лет — возможностей множество. Но все это стоит больших денег.

        1. facebook.com Linara Bashtannik

          а Вашему ребёнку сколько лет, и начальная школа — это с какого по какой класс, когда дети не сидят за партами, а свободно передвигаются)? У меня просто свой маленький мини-садик, мне интересно всё новое…, Думаю в какую сторону развиваться..

          1. Ирина Рогожкина

            Максу 7. Начальная школа — с 1 по 5 класс. То бишь с 6 до 11 лет. свободно передвигают в 1и 2 классах. Что там происходит дальше, я пока не знаю:)

  4. Елена

    Очень разумный подход. И цель замечательная-привить у ребенка интерес к чтению и к книгам. И методы как раз для такого возраста. Похожий подход я встречала у Ш. Амонашвили в книге » здраствуйте , дети!»и у Н. Зайцева-чтение по кубикам.
    .Я готовлю детей к школе, учу читать. И моя главная цель: ребенку должно быть это интересно!!! Сама добиваюсь этой цели и родителям ее доношу.
    Взяла для себя на заметку некоторые мелочи. Спасибо!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.