Как мотивировать подростка к учебе

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

подросток

Что же делать?

— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно  играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку. 

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как мотивировать подростка к учебе: 19 комментариев

  1. RitaR

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

  2. Larissa

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

  3. Ника

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    1. Виктор

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет.
      Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

      1. Ника

        Ну на склад 7-классника не получится устроить)) Про среду вы правильно написали. Но я и с Ириной согласна. Если сам подросток ценность учебы не осознает, то и в самой лучшей школе учиться не будет.

        1. оля

          Ну раз НЕ удастся,значит НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ!
          Вот сын соседей подрабатывает автомехаником в свои 13!!!! лет!
          60 косарей уже заработал!
          И НЕ потому что он тупой и его предки отдали,а САМ захотел деньжат накопить на машину,чтобы девчонок катать))
          При том,что он отличник(и не по «блату»,когда все учителя уже привыкли к тому что он -самый умный в классе и ставят ему 5 на автомате,а сам по себе много знает и изучает то что ему интересно+часто из-за родителей приходилось менять школы,поэтому К НЕМУ ЕЩЕ учителя НЕ УСПЕЛИ ПРИВЫКНУТЬ И СТАВИТЬ по «блату» оценки!)!Вот так!

    2. Ирина Рогожкина Автор записи

      7-8-классникам я бы отдельно посоветовала стараться расширять кругозор и пробовать самые разные активности. Если честно, меня не особенно стал бы беспокоить мальчишка, который неважно учится, но при этом активно развивает мозги в своих собственных делах и увлечениях. А вот если таких дел и увлечений не наблюдается, то стоит задуматься.
      Еще один важный момент! Я бы не советовала постоянно при ребенке сокрушаться: «Ох и умен он, и способен, только лентяй, ничего делать не хочет!» Дело в том, что ребенок в такой ситуации попадает в очень удобное положение. Его считают способным и умным. И, поскольку он ничего не делает, то свою «репутацию» риску не подвергает. А вот если бы он-таки захотел начать учиться, то могло бы и не выйти. Вдруг проблемы бы возникли. Стоит ли рисковать… Подростки частенько боятся начать что-то делать из страха, что не выйдет. Куда удобнее считать, что ты очень «крут», просто тебе ничего не надо.

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Это точно. Сама одно время этой фигней страдала. Поэтому и пишу со знанием дела:)

          1. Куприянова Татьяна Лимановна

            Ирина, на Вас это совсем не похоже. Но я как мама 19 летнего ребёнка, поступившего в топовый ВУЗ МЭСИ на Международный менеджмент, хочу поделиться своим опытом. Почему-то сейчас многие родители считают, что ребёнку должно быть очень интересно — это его мотивация. Товарищи родители, единицам детей интересен сам процесс учёбы, то есть все предметы, у остальных есть любимые предметы и бесполезные (даже при самых креативных учителях). Поэтому ребёнок с детства должен знать, что у него есть обязанности хорошо учиться, как у родителей хорошо работать. Освоить любой предмет в объёме школьной программы могут все. И почаще говорите ребёнку, что тот, кто знает занимается чем хочет, а тот, кто не знает только тем, что дадут.

  4. Ирина Рогожкина Автор записи

    Отличный комментарий от Татьяны Лимановны!
    Если он относится к детям среднего школьного возраста (3-7) классы, то я полностью согласна. Проблема в том, что у старшеклассников аргументация вроде «моя обязанность — работать, твоя — хорошо учиться» не всегда срабатывает. Срабатывает обычно в тех случаях, когда у ребенка уже появилась внутренняя мотивация к обучению — интерес к некоторым предметам, желание поступить в ВУЗ,… А вот если мотивации внутренней нет, то надо что-то придумывать.
    И еще насчет «интересно учиться»: Всё правильно — ВСЕ предметы действительно интересны быть не могут. И чем старше становится ребенок, тем больше элементов обязательности и даже принуждения (самопринуждения) должно быть в процессе обучение. Но если говорить о дошкольном возрасте (и, пожалуй, 1 классе), то интерес должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Именно он станет фундаментом, на котором потом вырастут способности, умение работать и прочие вещи.

  5. Андрей

    В ВУЗе нет мотивации, так как нет цели. Спросите себя, много ли студентов в ВУЗе знают учебный план? А там рассписано именно то, чему студенты научатся после того, как потратят 5 лучших лет своей жизни, а многие еще и платно. Большинство вплоть до конца пятого курса не понимают, что они будут делать на работе, какие навыки и знания им понадобятся и как они их будут применять. Таким образом ЦЕЛЬ обучения отсутствует полностью, нет ориентира, к которому студенты идут, им не с чем сравнивать, получили они то, что необходимо, или нет. Единственный ориентир это диплом, поэтому на рынке очень много дипломников и очень мало тех, кто реально может что–то делать в своей специальности.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Вопрос о том, стоит ли вообще в ВУЗ идти мне второй раз поднимать боязно:) Один раз уже пробовала.
      С другой стороны, многие и не рассматривают ВУЗ как ступень для получения конкретной специальности — скорее, как место, где можно получить набор каких-то важных инструментов для развития мышления и того, чтобы потом адекватно в жизни ориентироваться.

      1. Андрей

        Мне кажется, это фантазия ). Что–то я не помню, чтобы в ВУЗе давали инструменты для развития мышления и не знаю ни одного человека, который бы за этими инструментами туда шел. Помимо отсутствия цели вторая большая проблема это как раз отсутствие методики. Это касается и школы тоже. Например, никто не объясняет как работать с информацией, как искать, как упорядочивать, как выделять важное, как запоминать. Хотя эти вопросы достаточно хорошо разработаны, о них вы не услышите ни в школе, ни в вузе. Поэтому ходить за инструментами в ВУЗ – затея, обреченная на провал.

        1. Куприянова Татьяна Лимановна

          Андрей, извините меня пожалуйста, но мне кажется, что Вам просто не повезло с ВУЗом или преподавателями. Высшее образование переустраивает мозги. У ВУЗов работающих давно по основным предметам отработанные методики, которые как раз и учат работать с информацией. Получив два образования, причём одно советское техническое МГТУ, а потом современное педагогическое МПГУ, говорю об этом совершенно обосновано. Просто у современной молодёжи соблазнов больше. Поэтому возвращаясь к обсуждению мотивации, повторяю: ребёнок должен знать свою обязанность — учиться ( да он должен спать плохо, зная, что не может сессию сдать). А чтобы не промахнуться со специальностью, ещё в школе надо летом работать устраиваться смотреть, нравится тебе эта сфера деятельности. И в ВУЗе один месяц потратить на работу (даже за копейки), но в сфере будущей специальности. Вот такое моё субъективное мнение.

          1. Катерина

            Как можно в 17-18 лет выбрать раз и навсегда специальность? Даже если поработаешь, разве потом ничего не может поменяться? Вы вот сами сначала техническое образование получили, потом педагогическое.
            А насчет умения работать с информацией я и с Андреем согласна и с вами. На мой взгляд это умение является не прямым результатом обучения я ВУЗе, а его следствием, если человек сознательно прикладывает к этому усилия. Я имею в виду, что только те студенты, которые мотивированы узнать как можно больше, проявляют поисковую и вообще умственную активность, в результате, получают те самые инструменты для работы с информацией. Им не учат в институте — их человек сам добывает при необходимости

  6. Ольга

    Здравствуйте!
    Та же проблема 8 класса. Учителя звонят, жалуются. Не записываем домашку, не доделываем. Интерес куда-то пропал. И все время убеждаем, не зная почему такие оценки, со слов ребенка. Приходиться ходить исправлять оценки по субботам и после уроков. И оценки соответственно занижены. А еще хочется погулять.

  7. константин ботов

    меня хватило только на 6классов.затем мотивация сошла на нет и погасла.моя дочь потеряла интерес.зажечь второй раз невозможно.она уже не учится ,а зарабатывает оценки по инерции.может быть это вина не наша ,а плохие педагоги ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.