Как навредить ребенку, провожая его в школу

скоро в школуСегодня у Макса был выпускной в детском саду. Душевно, но слух резануло несколько фраз. Детей провожали в школу с напутствиями, которые вполне могут сформировать к ней неправильное отношение. Создать неадекватные установки. Напутствия эти повторяются из года в год. С самыми лучшими намерениями. И, похоже, никто не задумывается о том, что мы, собственно, желаем нашим детям.

Что я такого криминального услышала? Вот, пожалуйста:

  • Вы теперь большие – поменяйте игрушки на учебники!
  • Учитесь только на «отлично»!
  • Никогда не совершайте ошибок!

В контексте это выглядело так. В начале праздника дети спели унылую песню о том, что свои игрушки они должны отдать малышам, потому что теперь у них есть учебники, портфели, пеналы и прочие радости. Спрашивается, с какой стати 6-7-летние дети должны отказаться от игрушек и довольствоваться исключительно учебниками? Не играть только потому, что пришла пора отправиться в школу.

А вы знаете, что это крайне вредно для детского развития? – не в школу пойти, а отказаться от игры. Да, согласно нашим отечественным психологам ведущей деятельностью ребенка с 7 лет становится не игра, а учеба. Но, во-первых, это происходит постепенно. А во-вторых, учеба ни в коем случае не должна полностью вытеснить игру. Ведь именно в игре продолжает развиваться воображение ребенка, его мышление и способности. Играя, ребенок лучше узнает себя, учится управлять своим поведением и взаимодействовать с миром.

Так что не лишайте ребенка игрушек, не говорите ему, что все будет по-другому. Лучше сказать, что теперь в его жизни появится много нового и интересного. Чувствуете разницу? – Ребенок не теряет (игрушки и игры), а приобретает (интересное в школе).

Далее ребят несколько раз призвали учиться только на «отлично» и «всё делать правильно». А дети резво декламировали стихи, где обещали, что так оно и будет.

Господа, невозможно и не нужно ВСЕГДА учиться на «отлично» и ВСЕГДА «всё делать правильно». Люди делают ошибки, люди несовершенны – и это абсолютно нормально. Помните, я писала об установке на данность и установке на рост?

Обладатели установки на данность считают, что способности даны нам природой. Успехи и неудачи они рассматривают как свидетельство наличия или отсутствия талантов. Проявил себя молодцом – значит, есть способности. Совершил ошибку – ты бесталанный лузер. Такие люди стремятся постоянно самоутверждаться – им важно выглядеть умными и знающими в глазах других людей. Обратите внимание, выглядеть, а не быть.

А раз так, то в различных жизненных ситуациях они будут выбирать не сложные проблемы и задачи, решая которые они могли бы чему-то научиться и развить свой потенциал, а те, которые им легко даются. Они чувствуют себя в безопасности, когда все под контролем. Если же задачи становятся слишком сложными, то они теряют интерес к делу.

В отличие от них, люди с установкой на рост обожают учиться. Трудности и проблемы они воспринимают как вызов, как возможность проявить и развить свои лучшие черты.

Исследования психологов показали, что установку на данность или на рост у детей формируют учителя, воспитатели и родители. Как вы думаете, призывая ребенка всегда учиться на «отлично» и никогда не делать ошибок, какую установку мы у него формируем? Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок боялся сложных задач и ошибок? Чтобы он не смог реализовать свой потенциал? Нет? – тогда забудьте про «всё делай правильно». Учись, будь любопытным, задавай вопросы, совершай ошибки и пробуй снова – подойдет куда лучше.

Забавно, что я присутствую на детсадовских выпускных вот уже 5 лет, но только сейчас обратила внимание на с виду невинные пожелания и фразы. Видно потому, что слушал их теперь не чужой ребенок, а мой собственный. Наверное, стоит быть более осторожной с клише, которые мы употребляем, совершенно не задумываясь об их смысле и влиянии на детей.

Выпускной

Выпускной:)

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как навредить ребенку, провожая его в школу: 7 комментариев

  1. Larissa

    Ура, новая статья)
    Я сама Теме не желаю быть отличником, но бабушки, дедушки и просто знакомые говорят постоянно. Наверное и правда из лучших побуждений и не думая.

  2. Julia

    Никогда об этом не думала. Фразы невинные, просто как пожелание успеха ребенку и мотивация

    1. Катерина

      Мотивация на что? — на страх облажаться и сделать что-то «неправильно»? Нафиг нафиг такую мотивацию

  3. Наташа Аистова

    Макс в папу пошел-) Поздравляю! Со статьей согласна полностью. Дурацкие фразы говорят не только перед школой, а постоянно

  4. Екатерина

    Согласна полностью с автором статьи. Ежегодно на выпускных пожелания хорошо учиться, быть отличником. А если это ребёнку не дано, то что ж ему бедненькому делать. Считаю, что все пожелания должны идти от души, а не по заученному.

    1. Наташа Аистова

      Дело не в том, что не дано, а в том, что установка в корне не верная. Надо призывать не пятерки получать, а учиться и становиться умнее.
      Я бы не стала о маленьких детях (и о школьниках) говорить, что кому-то что-то не дано. Мне кажется, это как ярлык, который лишает детей шанса.

  5. Артём

    на счет игрушек. Ребенок любит носить игрушки в школу. Называет их своими друзьями. а недавно заявил, что в школе ему не обязательно дружить с детьми так как у него итак есть уже друзья — игрушки которые он с собой приносит. Учительница жалуется на то, что ребенок с этими игрушками балуется и еще другие дети отвлекаются на них. Возникает проблемам — вроде бы игрушки отнимать нежелательно, но и оставлять их и разрешать носить в школу нельзя. (дома естественно никто игрушки не отнимает). Приходиться объяснять что уже пора быть взрослее и и обходиться без игрушек. Как найти и баланс? А то получаются перегибы, то туда, то сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.