Как помочь ребёнку поймать инсайт

И5Недавно я нашим стажерам задала два вопроса:

  • Считаете ли вы себя творческим человеком? и
  • Сталкивались ли вы с ситуацией, когда надо придумать что-нибудь необычное, а в голову лезут одни банальности?

Показательно, что на первый вопрос положительно ответили около 10% стажеров, а на второй – все без исключения . Вообще, интересно было бы обсудить скромность и неуверенность в своих творческих силах наших педагогов и психологов 🙂 Но сделаем это в другой раз.

А сейчас поговорим о том, что делать, если ребенок сталкивается с той же проблемой, что и мы (да, я тоже вхожу в последние 100% :)). Итак, имеется задачка, проблема или ситуация, в которой ребенку необходимо придумать что-то интересное, что-то сообразить. И не получается. Вдохновения нет. Озарение не наступает. Что делать?

Попробуем разобрать эту проблему на примере задачки из моей книги.

лампВ подвале висят 3 лампочки, а выключатели находятся за дверью. В подвал зайдешь – лампочки видно, а выключатели нет. Из подвала выйдешь – наоборот: выключатели перед глазами, а лампочек не видно. Как, войдя всего один раз в подвал, определить, который из трех выключателей какой лампочке соответствует?

Когда-то эту задачку предлагали ребятам на российской Олимпиаде по физике, а один мой приятель рассказывал, что получил ее на собеседовании в Microsoft. В общем, задачка интересная. И трудная. По крайней мере, решить ее « с ходу, с лёту» мало у кого получается.

И вот сидит ребенок, напряженно над задачкой размышляет, варианты предлагает, а потом сникает – «всё, — говорит, — я больше не могу».

Ну и ничего страшного! Вы, наверное, замечали, что частенько самые лучшие идеи приходят к нам не тогда, когда мы усиленно пытаемся их выдумать, а во время совершенно других занятий – прогулки, поездки на машине, мытья посуды… Дело в том, что в процессе размышлений, наш мозг «проверяет» имеющийся опыт на предмет решения задачи. Понятно, что это слабо помогает, если решение требует нестандартного подхода. Но зато проблеме приписывается определенная степень важности. И потом, когда мы уже заняты другими делами, мозг в фоновом режиме начинает сканировать происходящее вокруг на наличие того, что помогло бы найти решение. Вдруг, на глаза попадается какой-то предмет или механизм, наводящий нас на интересные мысли, недавно увиденная статья подсказывает блестящую идею. Можно подумать – случайность, везение. А на самом деле, мы просто готовы к восприятию того, что видим. Огромное количество научных открытий было совершенно именно таким образом.

Так что если задачка не идет, не стоит расстраиваться и настаивать на продолжении. И уж конечно, не надо торопиться с подсказкой. Пусть ребенок отвлечется, побегает, попрыгает, вымоет, наконец, посуду на кухне 🙂 – глядишь, ему в голову придет что-нибудь замечательное.

Правило 1: Дайте время ребенку хорошенько обдумать проблему, а потом, если правильное решение в голову не приходит, предложите заняться чем-нибудь другим.

И4

Да, если через пару дней инсайт так и не наступил и, похоже, ребенок совсем о задачке забыл, попробуйте к ней вернуться и запустить вторую итерацию.

Отличным способом спровоцировать инсайт является создание ментальных карт. Рисуем в центре листа картинку, изображающую понятие или проблему, о которой мы размышляем, а потом расшифровываем ее с помощью разноцветных стрелок, слов и изображений. Отдельные части информации оказываются связанны между собой, выстроены в определенную иерархию. В результате, информацию легко проанализировать и обнаружить что-то неожиданное.

Вот, к примеру, лампочка. Какая она? Каковы ее свойства? Для чего ее можно использовать?

И6

Вы уже решили задачку про лампочки? 🙂

Правило 2: Помогите ребенку создать ментальную карту.

И1

Почитайте о том, как можно научить детей создавать ментальные карты.

Когда-то ученые провели интересный эксперимент. Они предложили 6-летним ребятишкам изобразить пришельцев. Картинки получились довольно скучными – зеленые человечки с конечностями от разных животных. Все изменилось, когда исследователи изменили установку: «Ребята, нужно нарисовать инопланетян для дяди, который мультик делает. Давайте ему поможем!». Фантазия детей разыгралась – пришельцы приобрели оригинальные черты. Этот же эффект наблюдается и у взрослых. Вы, наверное, замечали, что давать советы кому-то куда проще, чем самому себе 🙂

Так что если у вас или ребенка случился творческий кризис, то можно попробовать переформулировать задание – представить, что его надо выполнить для другого человека.

Правило 3: Измените условие задачи или проблемы. Расскажите ребенку, что ее нужно решить для кого-то другого.

И2

Последнее правило вряд ли поможет справиться с конкретной задачей. Но иметь его в виду надо обязательно. Рутина убивает креативность. Если вам нужны идеи, ищите новых впечатлений. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок творчески мыслил, сделайте так, чтобы у него всегда была пища для ума – то, что пробуждает эмоции и чувства, заставляет сильнее биться сердце. На мой взгляд, лучшее средство – совместные путешествия. Новые города и страны, захватывающие дух пейзажи, удивительные люди и странные обычаи… Главная идея школы Think Global school, в которой дети каждый семестр переезжают в новую страну, например, заключается в том, что подобный опыт помогает ученикам развить их творческий потенциал, сделать их свободными и самостоятельными.

Правило 4: Помогайте ребенку получать новые впечатления и новый опыт.

И3

А как вы ловите вдохновение? 🙂

PS: Вы еще не скачали 10 лучших задачек для детей и взрослых? 🙂 Сделайте это сейчас!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как помочь ребёнку поймать инсайт: 8 комментариев

  1. N.B.

    Я решила задачу про лампочки с помощью ментальной карты! Очень горда собой)) отличная вещь! Спасибо за творческие хитрости!

  2. RitaR

    Мне как Шерлоку Холмсу помогает музыка, только не скрипка, а пианино. Садишься, играешь и во время очередного ноктюрна озаряет)

  3. Андрей

    Сходу решил )) Совет про помощь другим очень актуален. Часто замечал, как другим помогают с удовольствием и большим энтузиазмом, а для себя нехотя и совершенно без огонька ) Причем наблюдал я за взрослыми, а не за детьми.

    1. Елена

      Странно ведь! Должно же быть по-другому. Или люди не такие эгоисты, как прикидываются?)

      1. Larissa

        Тут дело не в альтруизме, а в высвобождении творческого начала) Ирина, спасибо за полезную статью!

      2. Андрей

        Возможно, от других проще получить обратную связь в виде похвалы, внимания, или другого поощрения. В таком случае в какой–то степени это и есть эгоизм.

        1. Елена

          Скорее тебя не будут ругать, если что-то не получится. Нет страха ошибиться и получить по загривку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.