Сегодня наш эксперт Клюева Елена Николаевна расскажет о том, как можно развивать творческое мышление – как малышей, так и ребятишек постарше.
Если вам предложат две задачки – в одной требуется найти правильный ответ, а в другой ответов может быть несколько, — какую вы выберите? Оказывается, одаренным деткам больше нравятся «открытые» задания, не предполагающие существование единственно верного решения. А умение такие задания решать связано с развитием дивергентного или творческого мышления.
Первым о дивергентном мышлении заговорил Гилфорд. Он же выделил и противоположный тип мышления – конвергентный, который связан с логическими, последовательными и однонаправленными умозаключениями.
К сожалению, занимаясь с ребятишками, и родители, и педагоги частенько больше внимание уделяют заданиям «закрытого» типа с одним правильным ответом (особенно это заметно по школьным учебникам). И зря! Ведь гибкость мышления, легкость генерирования различных идей и оригинальность с помощью таких заданий развить сложно – для этого требуются совсем другие, творческие задачи.
Хотите примеры? 🙂 – пожалуйста!
Найди возможную причину события. Предложите ребенку подумать, что могло стать причиной того, что
- Дети стали больше играть во дворах;
- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
- Котята спали весь день.
Придумай необычное применение для предмета. Необходимо придумать как можно больше способов использования различных предметов – чашки, газеты, карандаша,… Чем больше вариантов – тем лучше.
Одной из особенностей одаренного ребенка (и взрослого) является легкость ассоциирования. Т.е. умение найти аналогию там, где никто ее не видит, отыскать путь решения проблемы с помощью информации, казалось бы, не имеющей отношения к делу. Александр Белл, к примеру, сравнил поверхность человеческого уха со стальной подвижной мембраной и… изобрел телефон 🙂
А вот и упражнения, развивающие способность к ассоциированию.
Побери подходящие слова. Необходимо придумать слова-ассоциации к тем или иным понятиям (тепло / холодно, весна / зима, день / ночь).
Пример:
- Тепло – лето, солнце, близость, ласка,…
- Холод – зима, мороз, холодильник, отчуждение,…
Назови характерные черты животных, предметов, явлений.
Пример:
- Кот – большой, полосатый, домашний, пушистый, ласковый,…
- Слон – тяжелый, умный, добрый,…
Продолжение следует…
Скачать статью Е.Н. Клюевой о развитии творческого мышления
Кстати, давайте поиграем. Кто придумает лучшее объяснение того, почему котята спали весь день? 🙂
Вариант моего Темы: ученые вживили в мозг котят электроды, чтобы эксперимент провести. Вот они спать и не могут.
Зы: недавно читали про эксперименты на собаках)))
Хозяин налил молоко себе и котятам. Себе снотворное добавил. Ну и перепутал=)
Электроды — это сильно:))
Вот мысль нашего папы: котята просто иностранцами были, другой часовой пояс, долгий перелет. Сами понимаете:)
Дети стали больше играть во дворах:
( я сама еще ребенок ) — в школе стали мало задавать
— ввели пятидневку ( у нас с нового года будет кстати ) и поэтому суббота теперь свободный день
— появилось больше детей на планете
— построили новые площадки
— дети подросли и стали гулять сами,так как в задаче сказано, что они стали гулять во дворах, а сначала как правило родители выпускают детей во двор
— появилось больше детских игр ( в задаче сказано что они стали больше ИГРАТЬ . Так может до этого они просто гуляли? )
Ну и тд
А про котят…
— они были маленькими
— на улице лил дождь, а при дожде хочется спать
— это был выходной а в выходной долго спят
— они болели
— они не спали всю ночь и поэтому спали весь день
— может они не спали а у них были закрыты глаза. Мы подумали что они спят
— они умерли
— они выпили снотворного
И тд
Свет, очень сильно:)) Ситуация прям с разных сторон рассмотрена:)