Как построить дом, похожий на цветок, или Учимся мыслить творчески

дивергСегодня наш эксперт Клюева Елена Николаевна расскажет о том, как можно развивать творческое мышление – как малышей, так и ребятишек постарше.

Если вам предложат две задачки – в одной требуется найти правильный ответ, а в другой ответов может быть несколько, — какую вы выберите? Оказывается, одаренным деткам больше нравятся «открытые» задания, не предполагающие существование единственно верного решения. А умение такие задания решать связано с развитием дивергентного или творческого мышления.

Первым о дивергентном мышлении заговорил Гилфорд. Он же выделил и противоположный тип мышления – конвергентный, который связан с логическими, последовательными и однонаправленными умозаключениями.

К сожалению, занимаясь с ребятишками, и родители, и педагоги частенько больше внимание уделяют заданиям «закрытого» типа с одним правильным ответом (особенно это заметно по школьным учебникам). И зря! Ведь гибкость мышления, легкость генерирования различных идей и оригинальность с помощью таких заданий развить сложно – для этого требуются совсем другие, творческие задачи.

Хотите примеры? 🙂 – пожалуйста!

Найди возможную причину события. Предложите ребенку подумать, что могло стать причиной того, что

  • Дети стали больше играть во дворах;
  • Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
  • Котята спали весь день.

Придумай необычное применение для предмета. Необходимо придумать как можно больше способов использования различных предметов – чашки, газеты, карандаша,… Чем больше вариантов – тем лучше.

Одной из особенностей одаренного ребенка (и взрослого) является легкость ассоциирования. Т.е. умение найти аналогию там, где никто ее не видит, отыскать путь решения проблемы с помощью информации, казалось бы, не имеющей отношения к делу. Александр Белл, к примеру, сравнил поверхность человеческого уха со стальной подвижной мембраной и… изобрел телефон 🙂

А вот и упражнения, развивающие способность к ассоциированию.

Побери подходящие слова. Необходимо придумать слова-ассоциации к тем или иным понятиям (тепло / холодно, весна / зима, день / ночь).

Пример:

  • Тепло – лето, солнце, близость, ласка,…
  • Холод – зима, мороз, холодильник, отчуждение,…

Назови характерные черты животных, предметов, явлений.

Пример:

  • Кот – большой, полосатый, домашний, пушистый, ласковый,…
  • Слон – тяжелый, умный, добрый,…

Продолжение следует…

Скачать статью Е.Н. Клюевой о развитии творческого мышления

Кстати, давайте поиграем. Кто придумает лучшее объяснение того, почему котята спали весь день? 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как построить дом, похожий на цветок, или Учимся мыслить творчески: 5 комментариев

  1. Larissa

    Вариант моего Темы: ученые вживили в мозг котят электроды, чтобы эксперимент провести. Вот они спать и не могут.
    Зы: недавно читали про эксперименты на собаках)))

  2. N.B.

    Хозяин налил молоко себе и котятам. Себе снотворное добавил. Ну и перепутал=)

  3. Ирина Рогожкина Автор записи

    Электроды — это сильно:))
    Вот мысль нашего папы: котята просто иностранцами были, другой часовой пояс, долгий перелет. Сами понимаете:)

  4. Светлана

    Дети стали больше играть во дворах:
    ( я сама еще ребенок ) — в школе стали мало задавать
    — ввели пятидневку ( у нас с нового года будет кстати ) и поэтому суббота теперь свободный день
    — появилось больше детей на планете
    — построили новые площадки
    — дети подросли и стали гулять сами,так как в задаче сказано, что они стали гулять во дворах, а сначала как правило родители выпускают детей во двор
    — появилось больше детских игр ( в задаче сказано что они стали больше ИГРАТЬ . Так может до этого они просто гуляли? )
    Ну и тд

    А про котят…
    — они были маленькими
    — на улице лил дождь, а при дожде хочется спать
    — это был выходной а в выходной долго спят
    — они болели
    — они не спали всю ночь и поэтому спали весь день
    — может они не спали а у них были закрыты глаза. Мы подумали что они спят
    — они умерли
    — они выпили снотворного
    И тд

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Свет, очень сильно:)) Ситуация прям с разных сторон рассмотрена:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.