Мы часто говорим ребенку: «Старайся!». В этом призыве нет ничего криминального. Кроме одной детали. Далеко не каждый ребенок (и взрослый) по-настоящему понимает, что значит стараться. И правда, стараться – это что? Продолжать делать одно и то же до посинения? А точно ли это к успеху приведет? Я в этом не очень уверена.
В действительности, вместо непонятного «старайся» важно объяснить ребенку детали: как именно относиться к сложным проблемам и нерешенным задачам, к своим ошибкам, к критике – конструктивной и не очень. Важно помочь ему выработать стратегии обучения самым разным вещам. И еще важнее сформировать установку на рост – понимание того, что, правильно реагируя на ошибки и неудачи, прикладывая усилия, можно многого достичь. Можно стать лучше. Можно научиться.
Об установке на рост и противоположной ей установке на данность я много писала. Сегодня – конкретика. Как реагирует ребенок на те или иные ситуации в зависимости от установки.
Отношение к сложным заданиям
Установка на данность: Ребенок никогда не берется за сложные задания по собственному почину. Ему комфортнее избегать проблемы и препятствия.
Смешанная установка: Ребенок можете взяться за сложное задание, если когда-то успешно выполнял что-то подобное.
Установка на рост: Ребенок легко берется за выполнение сложных задач. Можно сказать, даже с радостью.
—————————————
Обучение на ошибках
Установка на данность: Ребенок воспринимает ошибки как собственные неудачи, как доказательство того, что ни на что не способен. Он частенько скрывает свои ошибки, вводит людей в заблуждение относительно своих результатов.
Смешанная установка: Ребенок может воспринимать ошибки как временные неудачи. Но у него нет стратегии, которая помогла бы ему извлечь из них пользу и добиться в итоге успеха.
Установка на рост: Ребенок воспринимает ошибки как временные неудачи, которые можно и нужно преодолеть. Он анализирует, что пошло не так и что нужно сделать, чтобы добиться успеха в следующий раз.
————————————-
Отношение к критике
Установка на данность: Ребенок боится критики и избегает ее. Даже конструктивная критика может стать причиной того, что он бросит начатое дело или нерешенную задачу.
Смешанная установка: Время от времени критика может мотивировать ребенка. Все зависит от того, кто его критикует, уровень «злобности» критики, сложность задания и эмоциональный настрой.
Установка на рост: Ребенок принимает обратную связь и адекватно относится к конструктивной критике. Она служит для него источником полезной информации – что нужно исправить, чему научиться.
—————————————————
Практика, тренировки, работа над собой
Установка на данность: Ребенок не любит тренироваться и избегает тренировки, если есть такая возможность. У него нет четкой стратегии достижения успеха в каком-либо деле. Он, успех, либо приходит, либо не приходит.
Смешанная установка: Ребенок тренируется, но серьезная неудача может выбить его из колеи и заставить отказаться от дальнейших усилий. Он с большим желанием и удовольствием практикуется в тех вещах, в которых все получается или, по крайней мере, получается лучше других.
Установка на рост: Ребенок обожает тренироваться и воспринимает тренировки как возможность стать лучше и чему-то научиться. Он придумывает собственные образовательные стратегии и создает план обучения. Интересуется у других , как они учатся и преодолевают препятствия и применяет понравившиеся элементы в собственной практике.
———————————-
Фокус на задаче
Установка на данность: Ребенок не слишком настойчив. Он сдается, если чувствует, что придется приложить слишком много усилий и хорошенько побороться.
Смешанная установка: Ребенок может быть настойчив, если ощущает поддержку. В случае, если «весь мир против него», он опускает руки и сдается.
Установка на рост: Ребенок работает до тех пор, пока не выполнит задание. Не в его правилах сдаваться.
———————————
Вопросы
Установка на данность: Ребенок не задает вопросов или не знает, что спросить, даже если столкнулся с трудностями. Он признается, что «не понял, что делать дальше», только если его спросят.
Смешанная установка: Ребенок может задавать вопросы касательно той части проблемы, которую в силах выполнить. Если он чувствует, что столкнулся с чем-то очень сложным, задавать вопросы не будет.
Установка на рост: Ребенок задает вопросы, касающиеся задания. Он может спросить о том, правилен ли ход его мыслей. Он принимает вызов и пытается разобраться.
———————————
Принятие риска
Установка на данность: Ребенок старается не рисковать. Если он чувствует, что задание слишком сложное, то либо отказывается его выполнять, либо у кого-то списывает.
Смешанная установка: Ребенок может принять вызов, если задание частично знакомо ему. Если нет, то он предпочтет его списать или выполнить лишь частично.
Установка на рост: Ребенок уверенно принимается за задание. Делает все, на что способен. Открыто делится результатами своей работы.
К чему все эти пункты и описания? А это лишний повод задуматься, если вдруг вы обнаружите, что ваш ребенок отказывается решать сложную задачку, боится критики или скрывает свои оплошности и ошибки. Задуматься и что-то предпринять.
Очень полезная статья. Еще бы информацию о том, что делать, когда все это в своем ребенке обнаружиишь
Да, у меня младшая с четко выраженными установками на достижение успеха. А старший — полная противоположность. И что делать, как замотивировать, как научить поверить в себя?
У меня у самой смешанная установка(
Я отказалась ходить в музыкальную школу после того, как проиграла конкурс. Всю жизнь этим гордилась, типа поняла, что не стану хорошим исполнителем и решила заняться другим делом. А похоже, это была установка на данность. Гордиться нечем
Когда мой ребенок стал подростком, то установка на данность стала ее стилем жизни.
До 10 лет все шло на рост, и что мне с этим делать теперь??
Присоединяюсь к вопросы. Диагностику провели, что дальше?
Что делать и что дальше? — хорошие вопросы:)
Попробую в ближайшем будущем написать
Кошмар. Половина взрослых людей установками на данность. Что бы научить ребенка наверно надо начать с себя и самими научиться жить установками на рост. Тогда и детям поможешь. Как может родитель живущий установками на данность ,научить ребенка жить установками на рост ?
Почему кошмар? Понятно, что надо с себя начинать. В свежей статье Ирина об этом хорошо написала