Как правильно учить считать ребенка: типичная ошибка родителей

счетОднажды я наблюдала, как моя подруга, недавно ставшая мамой, шла со своим карапузом по ступенькам и считала: «Раз, два, три,…». А карапуз старательно тянул «Йясь, дьва, тлии,…». Картина радовала глаз и душу. «Какой замечательной мамой стала Маринка», — думала я. Маринка действительно чудесная. Но тогда, считая ступеньки, она делала ошибку. Так же, как многие родители. Оказывается, когда мы обучаем ребенка счету, очень важно связать числительное с существительным и их согласовать. То есть, ведем детку и напеваем не «один, два, три,…», а «одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки,…».

Вот что по этому поводу говорит наш эксперт Куприянова Татьяна Лимановна.

Сейчас дети учатся считать очень рано. Чтобы обучить ребёнка счёту, родители стараются считать ступеньки, игрушки, машины на улице, словом всё, что заинтересует малыша. Казалось бы, причём тут развитие речи?  А дело в том, что согласование существительных и числительных – это одна из грамматических форм, освоение которой формирует, так называемое, «чувство языка».

Вместо простого перечисления числительных, лучше проговаривать числительное с существительным. Например: один мячик, два мячика, три мячика, четыре мячика, пять мячиков и так далее. Это сформирует у ребёнка интуитивное чувство, что окончание (хвостик слова) меняется на счёт один, два и пять.

Более того, в русском языке много исключений, которые просто надо запоминать, и легче это сделать при многократном повторении. Почему мы говорим пять столов, но пять стульев, если слова стол и стул очень похожи? Это те аспекты речи, которые надо просто интуитивно чувствовать. Поэтому проговаривайте вместе с малышом существительные вместе с числительными. Это научит его не только считать, но и грамотно употреблять числительные в речи, а впоследствии и писать окончания существительных.

PS: Надо же, а я и не замечала, что у существительных меняются окончания на счет один, два и пять 🙂

PPS: Татьяне Лимановне можно задавать вопросы, связанные с развитием речи детей. Уникальная возможность. Пользуйтесь! 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как правильно учить считать ребенка: типичная ошибка родителей: 10 комментариев

  1. Диана

    Добрый день. Моему ребенку 2 года 4 месяца. Я переживаю, что он не выговаривает почти все слова. Говорит много и предложениями, но понимают его только близкие люди. Например, брат Семен — «Кха», сестра Наташа — «Нана», открой — «Ки», свет — «Се», сок — «Ко», Чебурашка — «Чебкуа», а вот словосочетание барашек Тимми произносит вообще странно — «Бка Тимми»!! Наблюдая ровесниками своего сына, замечаю, что они говорят намного лучше и понятней. Я занимаюсь с ним, показывая картинки в книгах, на улице произношу слова, он повторяет за мной, но по-своему и непонятно. Подскажите, мне надо бить тревогу или все нормально?

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Диана, Вам обязательно надо обратиться к логопеду. По Вашим рассказам Ваш малыш не только не выговаривает слова, но и меняет структуру слова. Вам надо понять , говорит ли Ваш ребёнок фразы или только слова. От этого зависит диагноз. Если фразы с предлогами есть, то это скорее всего дизартрия, связанная с тонусом в мышцах , если нет, то это ОНР (общее недоразвитие речи) с нарушением всех сторон развития речи. В обоих случаях терять время Вам не стоит.

  2. Алия

    Мой вопрос может оказаться странным, но хотелось бы все-таки выяснить нормы занятий с ребенком. Моему сыну логопед в детском саду делал массаж языка и уздечки. Недавно ребенок сказал, что логопед не надевал перчатки. Т.е. в рот к моему ребенку лазил посторонний человек голыми руками. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то правила и нормы на этот счет?

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Алия, конкретные нормы проведения массажа в положении о работе логопеда не прописаны. Обычно логопед сам решает как ему работать в перчатках или нет. Обычно, если логопед планирует массаж языка, он просит родителей дать согласие и предупреждает как будет проводиться массаж. Именно тогда Вы можете попросить логопеда пользоваться индивидуальными перчатками. Если массаж проводится без перчаток, то руки логопед моет с мылом, потом обрабатывает спиртовыми салфетками и использует стерилизованные салфетки и стерилизованные зонды. Перчатки могут пугать детей. Иногда без перчаток логопед лучше чувствует тонус в мышцах.

  3. Соня

    Здравствуйте. Проблема с ребенком (1 год 7 месяцев). Ничего не говорит, кроме АААА, ЭЭЭЭЭ. При этом все понимает, активно жестикулирует, использует интонацию. Ест только пюреобразную пищу, не жует ничего. Я где-то читала, что жевание и развитие речи связаны. Подскажите, так ли это, и что с этим делать?

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Развитие речи и жевание действительно связаны. Вам надо понять, почему Ваш ребёнок отказывается от жесткой пищи? У него может быть тонус в мышцах языка и лица. Надо проконсультироваться с невропатологом и обязательно делать массаж. Для Вашего возраста одни гласные звуки — это очень мало.

  4. Наталья

    Спасибо большое за подсказку. Получила ее очень вовремя.Внучке 3 годика,но она у нас уже и читать начала и считает очень хорошо,даже решает задачки на сложение и вычитание.Но вот о счете даже и в голову никогда не пришло,что нужно числительное с существительным увязывать. Ведь так все сразу стало понятным.Спасибо еще раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.