Прочитала недавно интервью с психологом Еленой Григоренко (Ирина, спасибо за ссылку). Интервью замечательное, так же, как и его автор – профессор Йельского университета, которая в далекие 90-е переехала в Америку и сделала там блестящую карьеру. И даже вышла замуж за небезызвестного Роберта Стернберга, бывшего одно время президентом Американской Психологической Ассоциации. А еще Елена Леонидовна много лет работала с детьми из России, США, Африки и Саудовской Аравии – самыми разными, и отстающим, и одаренными. В общем, к ее мнению о развитии детских способностей и талантов стоит прислушаться.
Елена Леонидовна, вы много занимались проблемами обучения детей чтению и письму. Когда начинать?
Систематическое обучение грамоте начинать надо не раньше того момента, когда ребенок уже хорошо говорит. Раньше он просто не сможет освоить процедуру перехода графемы в фонему, буквы в звук. Для этого должен созреть слуховой и речевой аппарат. Раньше начинать бессмысленно, ребенок ничего не усвоит.
У меня было исследование, где мы следили за развитием группы детей от 3.5-4 лет до третьего класса. Поначалу разница была очень существенна: кто-то уже знает весь алфавит и даже может написать свое имя, кто-то не знает ничего. Но в итоге эта разница нивелируется: раннее начало обучения грамоте не оказывает никакого влияния на эффективность обучения в начальной школе.
Финны, которые всех побеждают в рейтингах качества школьного образования, принципиально вообще ничему такому до первого класса не учат и в детском саду родителей отговаривают. Но через два месяца первого класса все там уже читают.
Конечно, если ребенку нравится заниматься с буквами – это прекрасно. Главное, чтобы это не было в ущерб общению с вами, гулянию, сну, рассматриванию картинок.
Что делать родителям, желающим развить таланты ребенка?
Родителям стоит сосредоточиться на формировании обогащающей среды, в которой и они будут доступны ребенку. Ситуация взаимодействия с родителем, все эти игры, угадайки, стихи песни, танцы, барабаны и прочая музыка – вот что нужно ребенку, то есть систематическая стимуляция – но не телевизором, а опосредованным общением с родителем.
Если мы выявили талантливого ребенка, что делать с ним дальше?
Есть три модели образования для одаренных детей. Модель акселерации, почти не применяющаяся в России, когда ты можешь перескакивать через классы. Модель изоляции, когда талантливых детей погружают в специально созданную для них насыщенную среду вроде Колмогоровского интерната – эта модель в России широко применяется, а в других странах – мало. Третья модель – когда ты движешься в общем потоке, но с тобой дополнительно занимаются после уроков или по выходным.
Недавно у меня защищалась диссертация, в которой показано, что эффективность всех трех типов программ низкая. В США проводилось большое исследование судеб детей – победителей престижного научного конкурса Intel ISEF. Так вот, из них выросло больше людей с учеными степенями, они в среднем больше лет учатся, но их доход не выше среднего уровня, они не счастливее прочих, даже наград и призов во взрослой жизни получают не больше других.
Почему так происходит?
А кто его знает… Ясно одно: далеко не каждому из этих детишек удается реализовать себя в последующей жизни.
Известно, какие факторы в раннем детстве существенно влияют на одаренность?
Конечно! Это раннее определение склонностей ребенка, а дальше повторение, повторение, повторение…
Повторение чего?
Той ситуации, которая позволяет ребенку заниматься тем, что ему интересно. Если он музыкант, то это бесконечное взаимодействие с инструментом, если спортсмен – ежедневные тренировки. Но только если ребенок этого хочет, если ему неинтересно, то точно ничего не получится. Гении вырастают только из тех, у кого есть эта способность – тренироваться до бесконечности.
PS: достаточно откровенное интервью – одно «а кто его знает?» чего стоит 🙂
Если верить результатам исследования, о котором говорит Григоренко, и программы развития одаренных детей, действительно не работают, то остается только удивляться оптимизму ученых и чиновников, которые их поддерживают. Или само исследование и выбранные критерии «успешности» одаренных людей нуждаются в проверке? Как вы думаете?
Я могу подписаться под двумя утверждениями Елены Леонидовны:
- Развитие ребёнка происходит во взаимодействии с родителями. Так что если хотите, чтобы ваш малыш был живой, энергичный и способный, то упор стоит делать не на приобретение развивающих пособий, а на общение с ним.
- Способности ребенка развиваются в интересной для него деятельности. Нет интереса — нет развития.
Я думаю, все, что написано в интервью верно. Гарантии, что одаренный ребенок превратится в успешного взрослого, никакой нет
Замечательное интервью. Я всегда была склонна к тому, что развитие ребёнка — это не обучение чтению с 2 лет, а взаимодействие с родителями, постоянное, ежедневное, ежечасное, ежеминутное общение с ним. И общение искреннее. И, конечно же, развивать надо то, что интересно ребёнку, тогда будет положительный эффект.
Абсолютно согласна!
А что такого особенного в финском обучении? Я не первый раз слышу, что у них лучшее в мире образование. В чем секрет?)
А они в основном скопировали советскую систему образования, которую сейчас гнобят. Причем не скрывают этого. С охотой приглашают работать учителей, преподающих в России.
Моя супруга тоже всегда искренне удивляется вещам, которые вроде бы не дают результата, но их пропагандируют и внедряют. Это я про поддержку чиновниками. Я считаю, что большинство людей не склонно к креативности мышления, ибо проще внедрять что-то, придуманное другими, пусть и со спорной эффективностью. Ведь если успеха не будет, то все можно свалить на плохую методику, а не на «кривое и топорное внедрение». Проще говоря, они не думают или не хотят думать. Но это мое мнение, основанное на общение с чиновниками. 🙂
Мне по жизни нравится пословица: Гений — это 1 % таланта и 99 % трудолюбия.
В последнее время я прихожу к выводу, что если ребенку дано(причем чуть ли не на генном уровне), то он всего добьется. А в общем случае всевозможными образовательными усилиями можно добиться, чтобы он был на среднем уровне. Это подтверждается и не эффективностью программ для одаренных детей.
И еще одна мысль пришла в голову. Я думаю эффективность работы в группе одаренных детей зависит от типа их отбора. Ведь не все группы отбираются по способностям детей. Иногда это происходит по желанию родителей.
Виктор Викторов опять продемонстрировал интеллект и логику) Сначала говорит, что в гении 99% трудолюбия, а потом заявляет, что если дано, то пробьется. Виктор, дается талант (на генном уровне — хе-хе), а не трудолюбие. Трудолюбие надо развивать
Первое — это пословица. Второе — это наблюдение. И это не логическая цепочка. Что не понятного?
Раз вы говорите, что вам нравится пословица, а потом приводите противоречащее ей наблюдение, то свидетельствует это… Прошу продолжить)
Гений — 1% таланта и 99% трудолюбия — абсолютно верно. Если ребенку «дано», то он всего добьется — абсолютно неверно. «Даны» могут быть задатки и даже способности, а вот умения преодолевать трудности и справляться с проблемами, сильной мотивации может не быть. И,значит, ни фига ребенок не добьется.
Я считаю, что всем детям «дано» одинаково. Просто одних смогли заинтересовать, предоставили возможность и поддержку для развития, а других нет.
А вот это наивно. Дано всем по-разному. Но развить можно каждого)