Как стать умнее по-японски

самурайСлышали ли вы когда-нибудь о Японской системе развития памяти и интеллекта? Если нет, то вот вам тест: попробуйте по названию догадаться, что она из себя представляет. Бьюсь об заклад, у вас в голове возник образ чего-то сложного – какие-то упражнении, тренировки, задачки… Я угадала? 🙂

На самом деле, программа включает в себя несколько сотен простейших арифметических примеров. И всё. При этом более двух миллионов человек эту программу приобрели и по ней занимаются. Будучи крайне любопытной, я, естественно, не могла пройти мимо такой загадки. Так что купила я себе книжку, изучила её и решила с вами информацией поделиться.

Жил был японский доктор Рюта Кавашима. Много лет он проводил нейропсихологические исследования для того, чтобы найти лучший способ стимулировать работу человеческого мозга. Результаты оказались очень неожиданными. Выяснилось, что решение простейших арифметических примеров на время и чтение вслух активизируют оба полушария мозга, тренируют его и даже позволяют отсрочить необратимые возрастные изменения.

На рисунке можно видеть, какая часть мозга активна во время той или иной деятельности.

кавашима

Кавашима провел эксперимент среди людей, страдающих деменцией при болезни Альцгеймера. После 5 недель тренировок (решения тех самых примеров на время) у пациентов наблюдалось замедление развития болезни, а также улучшение работы мозга. Результат просто невероятный, поскольку отсрочить потерю когнитивных функций при болезни Альцгеймера почти невозможно.

Прочитала я всё это, посмотрела на примеры и теперь в задумчивости сижу: верить или не верить.

кавашима1

Вот такие примеры надо решать каждый день, чтобы тренировать мозг

Дело в том, что вокруг систем, позволяющих «мозг тренировать» последнее время ведется много споров. Возьмем, к примеру, Lumosity – одно из самых популярных (и прибыльных) он-лайн приложений. 50 миллионов (!!!) человек подключились к этому сервису и регулярно тренируются – память и внимание оттачивают, скорость умственных процессов пытаются увеличить.

Результат? – возрастающее благосостояние создателей и инвесторов. А насчет пользователей – не очень понятно. Вроде бы, память и внимание действительно лучше становятся, скорость и гибкость мышления увеличиваются. Но вопрос в том, как эти параметры оцениваются.

Понятно, что если человек в течение двух месяцев будет примеры решать, то время, затраченное на них, будет уменьшаться. Но станет ли он при этом соображать быстрее?

Пусть он научится запоминать за минуту не 7 слов, а 9. Улучшится ли у него память в реальных жизненных ситуациях? Если честно, я сомневаюсь.

Многие исследования показывают, что переноса, увы, не происходит. Мы можем натренироваться делать что-то узко специфическое – искать нужную картинку среди множества других, решать примеры на время, запоминать слова, но умнее от этого не станем. По крайней мере, сильно умнее.

В общем, я бы на системы, вроде японской, не уповала. Куда надежнее (и приятнее), загружать мозг новой информацией, учиться и получать разнообразные впечатления. Сравните – новый опыт или обезьяньи тренировки на скорость. Для меня выбор очевиден.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как стать умнее по-японски: 6 комментариев

  1. Юлия

    Ирина, спасибо, что делитесь с нами интересной и полезной информацией. Я думаю, любой метод хорош для какой то своей аудитории. Японский(конкретно этот) подошел больным людям, тем что не дает мозгу совсем «засохнуть», благодаря задачкам постоянно его стимулирует, и это все сказывается достаточно положительно.
    Что такое быть умным? Сомневаюсь что это можно добиться решениями задач, думаю «умность» скорее симбиоз каких то черт характера(стремление, настойчивость, вера в себя), постоянного само и миропознания и тд.
    Было б здорово привить детям желание развиваться, желание к познанию чего то нового…глубже..шире…

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Вы правы, Юлия. Привить детям то, о чем вы пишите, куда более серьезная и важная задача. Именно этим я (мы) и стараемся заниматься:) Буду рассказывать, что получается:)

  2. Julia

    У большинства людей времени на что-то новое катастрофически не хватает. Им бы повседневные дела успеть выполнить. Вот для них решение примерчиков может стать панацеей. Потратил 5 минут и даже какой-то результат получил)

    1. Ольга

      Вы зря иронизируете. Японцы большие молодцы именно в плане продумывания систематических занятий и упражнений. Я когда-то видела японскую программу для дошкольников. Там было несколько тем и на каждую тему множество упражнений. Да, однотипных, но при этом уровень сложности каждого из них был совсем немного выше предыдущего. Думаю, что дети в результате отлично осваивали определенный навык.

  3. facebook.com Viktor Viktorov

    Недавно был с семьей в экспериментариуме. Там есть игра, выиграть в которую можно снизив мозговую активность до минимума. Мы с супругой поиграли. Я сначала расслаблялся, представлял шум прибоя, но не помогало. Потом решил в уме делать простые вычисления. Мозговая активность упала в ноль. Я выиграл два раза. Поэтому не факт, что решение простых примеров — это увеличение мозговой активности. Мне кажется, что здесь важен уровень сложности для конкретного человека.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Что за игра, где мозговая активность должна быть на нуле?:)) даже интересно:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.