Как вырастить учёного: руководство от отца Ричарда Фейнмана

фейнман1Ричард Фейнман… Даже если вы далеки от науки и не знаете в точности кто это, вы наверняка слышали его имя. Очень уж интересной и необычной личностью был Фейнман. Физик, получивший Нобелевку, работавший над атомной бомбой и расследовавший катастрофу шаттла «Челленджер». Человек, в сорок лет научившийся рисовать (и как!), изучавший китайские иероглифы просто потому, что интересно. С блестящим чувством юмора и полным неуважением к авторитетам.

Кстати, наш Ландау, по слухам похожий на него манерой поведения, ставил Фейнмана в своём личном рейтинге выше себя. Учитывая «скромность» Великого Дау, это о многом говорит.

Ещё до рождения Ричарда его отец заявил, что если у него будет мальчик, то он непременно учёным станет. Знакомая история? Отцы Карла Витте и Уильяма Сайдиса делали похожие заявления. У одного всё получилось, а второй вырастил гения-неудачника.

Мелвилл Фейнман, отец Ричарда, несмотря на громкое заявление, пошел другим путем. Он не давил на сына, не загружал его в младенческом возрасте алгеброй, философией и древнегреческим. Он с ним просто беседовал. О том, что видел вокруг, о событиях и явлениях, словом, о жизни.

«Видишь эту птицу?» — спрашивал он сына. — Это певчая птица Спенсера. Ну так вот, по-итальянски это Чутто Лапиттида. По-португальски: Бом да Пейда. По-китайски: Чунь-лонь-та, а по-японски: Катано Текеда. Ты можешь знать название этой птицы на всех языках мира, но, когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Ты будешь знать лишь о людях, которые живут в разных местах, и о том, как они ее называют. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает – вот что имеет значение.

— Почему, как ты думаешь, эта птица копается в своих перьях?

— Ну, может быть, во время полета ее перья испачкались и теперь она их чистит.

— Хорошее предположение. Если так, то все птицы больше копошились бы в перьях сразу после полета. Согласен?

— Ага.

— Давай понаблюдаем, так ли это.

И наблюдали. И выдвигали новые предположения, пока не находили истину. Или то, что на нее было похоже.

Уже став взрослым, Ричард понял, что отец частенько бывал не слишком точным. Та птица вовсе не была певчей Спенсера и по-китайски, разумеется, ее название звучало по-другому. Но какое это имело значение! Главное, что мальчик учился не просто смотреть, а видеть. Не принимать что-то на веру, а думать и анализировать. Быть любопытным. Быть увлеченным.

«Я просто попался, — писал позже Фейнман, — как человек, которому дали нечто удивительное, когда он был ребенком, и он постоянно ищет это снова. Я все время ищу, как ребенок, чудеса. И нахожу их!»

Кстати, насчет отношения к вышестоящим (помните, я упоминала, что Фейнман не отличался почтением к ним?). Мелвилл частенько говорил сыну: «Не признавай абсолютно никаких авторитетов. Забудь, кто это сказал и, вместо этого, посмотри, с чего он начинает, чем заканчивает, и спроси себя: «Разумно ли это?»».

В детстве Фейнман не осознавал, насколько уникальной личностью был его отец, кстати, не имевший высшего образования. Но это быстро распознали жившие в округе домохозяйки. Они видели долгие прогулки отца с сыном. Видели, как внимателен отец к Ричарду, слышали его вопросы, его объяснения. «Мелвилл, возьми и наших детей на прогулку», — просили они. — Прошу прощения, не могу, — отвечал Фейнман старший. — У нас с сыном особые отношения.

Необыкновенный человек, вырастивший необыкновенного сына…

Рисунки Фейнмана (я прониклась)

Фейнман2

Фейнман3

Фейнман5

Фейнман4

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как вырастить учёного: руководство от отца Ричарда Фейнмана: 5 комментариев

  1. Андрей

    Правду говорят. Если вокруг не видишь ничего красивого, то остановись и посмотри ещё раз. Учиться видеть никогда не поздно ))

  2. Катерина

    Фейнман — уникальный человек! Я читала его книгу «Какое тебе дело до того, что думают другие?» и просто в него влюбилась)) А с отцом ему очень повезло.

  3. Анна Бороздина

    Гениально!
    Главное-то, интерес, научить интересоваться, исследовать.
    Как сказал бы Оскар Бренифье: «Мы ходим в школу, чтобы научиться задавать вопросы и искать на них ответы…»
    Но и давать знания тоже нужно, особенно если ребенок запрашивает.
    При этом родителям и педагогам хорошо бы обладать критическим мышлением, при этом гибким.

    1. Ольга

      Я бы сказала не научить интересоваться, а не задавить интерес и любознательность ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.