Как замотивировать ребенка что-то делать?

motivation-12В свое время я часто присутствовала на консультациях и диагностике одаренности детей. Хотите поделюсь главным наблюдением? – Добиваются успеха не самые умные, не самые творческие и не самые одаренные дети. Добиваются успеха – самые мотивированные, самые заинтересованные. Причем, успех этот можно понимать по-разному. Создание потрясающей картины, поступление в отличный ВУЗ, победа на международной Олимпиаде.

Вот если нет у ребенка мотивации что-то делать, серьезной мотивации, внутренней, то будь он хоть семи пядей во лбу, особыми достижениями вряд ли сможет похвастаться.

Недавно читала описание интересного эксперимента.

29 художников, вполне себе признанных и успешных, попросили представить 10 картин, которые они писали на заказ, и 10 картин, написанных «просто так», для себя. Затем эти картины хорошенько перемешали и выдали экспертам, не менее признанным и успешным. И вот эти эксперты картины, созданные на заказ, оценили намного ниже, чем те, что писались «по велению души и сердца».

Аналогичных экспериментов – пруд пруди. Результаты одни и те же. При наличии внутренней мотивации человек становится более креативным, более сообразительным и, в итоге, более успешным.

А еще психологи говорят (и доказывают), что иногда внешняя мотивация может внутреннюю свести на нет. Вот рисует себе ребенок с удовольствием. А вы за каждую картинку выдаете ему конфетку. Глядишь, через какое-то время он без конфетки рисовать прекратит. Или даже с конфеткой перестанет – надоело, неинтересно.

И вот тут возникает крайне важный с практической точки зрения вопрос. А что бы придумать, чтобы ребенок-таки что-то делал? Скажем, домашнее задание. Как его мотивировать, если той самой важной внутренней мотивации маловато? Предлагать после работы на айпаде поиграть? – Так ведь это та самая конфетка, которая может убить даже малейший интерес к заданию. И к последующим…

Неплохую подсказку я недавно вычитала в журнале Child Development.

Психологи из Северозападного Университета в США попросили группу 5-летних детишек выполнить скучное задание. Очень скучное. Нужно было разложить в ячейки одинаковые шарики. 56 штук.

Одной группе детей за это обещали выдать стикеры. Те, что любой 5-летний ребенок жаждет заполучить. Другой – не предложили никакой награды. А 3-ей и 4-ой обещали рассказать кое что интересное о странном животном (выдуманном). Причем, 3-ей группе после выполнения задания выдали крайне скудную информацию описательного характера («у этого животного длинный хвост, который раскачивается при ходьбе»). А 4-ой группе рассказали об объекте в подробностях. Осмысленных. «У этого животного длинный хвост, которым оно стучит по земле, чтобы напугать хищников».

Результаты оказались любопытными. Дети, которые не получили никакой награды или выяснили что-то малоинтересное о животном, в среднем, выполнили скучное задание 1.5 раза. Те, что обзавелись красивыми стикерами – 3 раза. А 4-ая группа, та, которой выдавали подробную информацию о выдуманном животном, оказалась самой продуктивной. Дети выполнили задание в среднем 4 раза. Удивительно, интересная информация в глазах детей оказалась более привлекательной, чем стикеры.

Я этот прием со своим Максом использовала много раз. Действительно работает. – Выучишь 20 английских слов и мы почитаем статью о том, как ученые воссоздают облик динозавров (Макс – фанат вымерших бедолаг).

Высший пилотаж – выудить нечто интересное для ребенка из того, чем ему предстоит заниматься. Использовать его новые навыки или результат его работы для того, чтобы узнать что-то любопытное.

Мы, к примеру, недавно считали с Максом столбиком. Складывали огромные числа – даже до квинтиллионов дошли. Довольно скучное занятие, надо сказать. Но полезное. Зато потом посчитали (столбиком, естественно:)), на каком расстоянии от Земли находится Луна в самой дальней точке орбиты. (Задачка такая: Ближайшая точка Лунной орбиты находит на расстоянии 356 410 км. Самая дальняя точка – на 50 287 км дальше. На какое самое большое расстояние Луна «отлетает» от Земли?).

Сегодня мой ребенок спрашивал, когда еще будем столбиком считать 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как замотивировать ребенка что-то делать?: 10 комментариев

  1. Sunny

    Отличный совет, но он подходит для малышей. Что делать с подростком, которому вообще ничего не интересно, кроме того, что не имеет никакого отношения к школе?

    1. Марина

      Первая реакция на ваш вопрос, сказать, что время упущено. Но на самом деле у многих мальчишек подростковый период — период застоя, пока они еще не видят перед собой конкретной цели. Но очень меняются к 9-10-11 классам, когда начинают определяться в жизни — кем они хотят быть, что для этого им надо знать. По своему опыту, у меня ребенок сам просил найти репетиторов, ходил на дополнительные. Единственное, не упустить подростковый возраст, чтобы был фундамент, на который можно будет в дальнейшем опереться ребенку. И к этому я вспомнила еще один эксперимент: предложили мальчикам и девочкам бесцельно перекладывать кубики с места на место. Если девочки выполняли это задание в течении (не помню точно) допустим 30 минут, то мальчики отказались от выполнения через 5. Мальчишкам нужна их собственная цель, и тогда они свернут горы, девочки часто могут выполнять рутинную работу в течение долгого времени. Так что не отчаивайтесь, но и не опускайте руки.

      1. Sunny

        Спасибо, Марина! Хорошо бы еще подросток хотел кем-то стать и к этому стремился) Интересно, всегда ли правильное воспитание гарантирует «правильного» ребенка?

        1. Марина

          Правильный для кого? Для родителей, для общества? Но интересы родителей и детей могут не совпадать. Мне 50 лет, и даже за это время общество сколько раз меняло свое отношение, например к браку, инвалидам, к отдыху и труду. Всем не угодишь. Чтобы ребенок захотел,у него должна появиться его личная заинтересованность. Если не трудиться, то хотя бы заработать денег, чтобы купить девочке цветы, позволить себе сходить в кафе, но это при условии, что родители не дают ему все по его первому требованию. Я со своим сыном заранее обговаривала, сколько я могу дать на личные расходы, а все что сверху — дерзай. Всегда должны радовать самостоятельные действия ребенка, какими бы абсурдными они не показались на первый взгляд. Знаю по собственному опыту.
          P.S. А я сейчас пока писала, вспомнила, сколько сама «неправильных» поступков совершила. Жуть! А может они не такие и «неправильные». Кто знает.

  2. Мила

    Спасибо! Как всегда актуально. Завидую вашей изобретательности в занятиях с сыном)

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      После миллиона идет миллиард, потом квадриллион, потом квинтиллион;)) по крайней мере, так они называются по-английски. По-русски, кажется, так же

  3. facebook.com Viktor Viktorov

    Статья интересная, спасибо.
    Интересно было бы узнать, что значит дети выполнили это задание 1,5 раза или 3 раза? Какие были условия. Они куда-то спешили или нет. Были сыты, не хотели пить? Столько причин, по которым пятилетние дети могут не захотеть выполнять задание. И это не будет иметь никакого отношение к их мотивации. Или я не прав?

    1. Марина

      Об этом эксперименте нам рассказывали на курсах по гендерному воспитанию. Я подробности, конечно, не помню. Скорее всего дети были в равных условиях, да и мальчики и девочки бывают разные. Но выводы делаются по большинству. Я много лет работаю с детьми и так же заметила, что мальчикам нужна конкретика и четкость: что и зачем. А для девчонок важна внешняя атрибутика: сказки — присказки, бабочки — цветочки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.