Как знаменитый скрипач сыграл в метро инкогнито

Screen Shot 2015-01-16 at 12.53.35 PMПрочитала вчера об одном потрясающем эксперименте. Потрясающем и грустном.

Представьте себе утро. Час пик в метро. На площадке перед эскалатором стоит скрипач. У его ног — раскрытый футляр от скрипки. В нем – пара монеток. Скрипач играет. А народ проносится мимо, не обращая на него никакого внимания. Кто-то на ходу разговаривает по телефону, кто-то в наушниках и все – в своих мыслях. Никак со скрипачом не связанных.

Знакомая картина? Мне – да. За исключением пары нюансов. Скрипача зовут Джошуа Белл – он один из самых известных в мире музыкантов, гений – стройно поют критики. Инструмент, на котором он играет –скрипка Страдивари. Настоящая. Созданная в 18 веке. Необыкновенное звучание. И цена – 3.5 млн долларов. Музыка – не уличные песенки, а классика, та, что самые высокие душевные струны способна затронуть.

Лучший музыкант. Лучшая скрипка. Потрясающая музыка. За 43 минуты мимо музыканта прошло более 1000 человек. Семеро из них остановились, чтобы его послушать. Около 20 прохожих кинули в футляр денежку. В общей сложности – 32 доллара.

Эксперимент снимался на видео. И, знаете, в чем странность? То, что люди не останавливались, наверное, можно объяснить спешкой на работу. Но они даже не смотрели на Белла! Понимаете, там был длинный эскалатор. Люди, ехавшие на нем, в течении нескольких минут слушали чудесную музыку (правда, чудесную, — Белл играл в полную силу). А, выходя с эскалатора, они даже не поворачивали голову в его сторону. Он как будто не существовал для них. Пустое место. Не стоящее внимания.

Белл потом рассказывал о своих ощущениях. Самое страшное то, что люди, казалось, меня игнорировали. До начала эксперимента я не знал, чего ожидать. Во время концертов я приходил в раздражение, если слышал чей-то кашель или звук мобильника. Это было неуважение. Ко мне. К искусству. А там, в метро, планка упала на самое дно. Я начал ценить даже легкий намек на внимание. Вот кто-то не остановился, но бросил на меня взгляд. А одна девушка вместо мелочи положила в футляр доллар.

Если никто не хочет остановиться на мгновение и послушать великую музыку в моем исполнении, то, может, я ничего не стою?

И это от человека, про которого говорят «играет, как бог».

В статье в Вашингтон пост, где описывался эксперимент, обсуждались причины случившегося (точнее, неслучившегося – неслучившихся оваций, внимания, радости и трепета). Статья, кстати, получила Пулитцеровскую премию. Среди прочего говорили о сущности прекрасного. Что это – реальность или субъективное восприятие отдельного человека? Или, как утверждал Кант, и то, и другое, плюс условия, в которых человек это прекрасное воспринимает? Судя по всему, отсутствие подходящих условий для встречи с музыкой сыграло с Беллом злую шутку.

С другой стороны, если люди не способны услышать и увидеть нечто прекрасное без подготовки, просто так, разве это не печально? Кто знает, сколько удивительного мы встречаем каждый день, и сколько пропускаем… Не видим, не слышим, не обращаем внимания. Обедняем свою жизнь…

Грустный эксперимент. Грустный.

Кстати, знаете, какая категория людей таки услышала Белла? – Дети. Девочки и мальчики выгибали тельца, тянули шейки, чтобы лучше увидеть источник чудесных звуков. А мамы тащили их вперед. Не останавливайся, не отвлекайся, мы торопимся…

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как знаменитый скрипач сыграл в метро инкогнито: 5 комментариев

  1. Катя Кошкина

    Вполне предсказуемый результат. Кто в метро обращает внимание на музыкантов? Да еще в час пик.

  2. Андрей

    На концерты классической музыки не ходят случайные люди, либо их процент пренебрежительно мал. Обычный человек не знает первых скрипачей планеты, не отличит скрипку Страдивари от скрипки за $100, не увидит разницы между испонением гения и середнячка. Тем более в метро, тем более в час пик. Так чему удивляться?
    Точно также люди не отличают картин признанных художников современности от мазни пятилетнего ребенка, об этом ранее пост был.
    Восприятие субъективно.

    1. Маня

      Можно не узнать знаменитого скрипача и скрипку Страдивари, но можно ведь остановиться на минутку, услышав красивую музыку. Разве нет? Здорово ведь играет, на видео слышно. А народу пофигу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.