«Колобка», «Карлсона» и «Золотого петушка» — в костёр! Срочно!

карлсон1 сентября прошлого года в России вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон многократно обсуждавшийся и осуждавшийся. Что неудивительно.

Действительно, а судьи кто? Кто будет принимать решение, какую книгу, сайт или фильм стоит запретить, а за каким признать статус «культурного наследия»? Нам говорят, что появятся некие «эксперты» — лица, обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, физиологии и детской психиатрии. А Астахов добавляет, что экспертное сообщество должно стать саморегулирующейся организацией, состоящей из лучших представителей современной интеллигенции. Хорошо звучит, правда?

А теперь позвольте представить первую попытку создания такого сообщества. Знакомьтесь: «ОтвеТственные Отвественые (и, вероятно, несколько безграмотные :)) родители», которые «объединились, чтобы оградить подрастающее поколение от вредоносной информации».

А вот и книги, которые, по мнению «родителей с активной жизненной позицией», могут здорово навредить детям.

Итак, никогда и ни при каких обстоятельствах не читайте своему ребенку «Карлсона, который живет на крыше», ибо сие произведение отрицает семейные ценности и формирует неуважение к родителям. Не позволяйте детям брать в руки «Тома Сойера», поскольку у них может возникнуть желание заниматься бродяжничеством. И ни в коем случае не знакомьте ребенка со «Сказкой о попе и работнике его Балде», ведь там «натуралистически показан процесс лишения жизни» (это когда Балда из попа щелчком дух вышиб, помните?).

Я бы сейчас могла патетически воскликнуть: «Что за дурь?» — но не стану. На мой взгляд, появление подобных списков (в лучшем случае, спорных, в худшем – идиотских) неизбежно при той формулировке закона, которую мы имеем. Печально, что списки эти из рекомендательных могут трансформироваться в «карательные» и стать причиной изъятия книги из обращения. Как это произошло не так давно в Екатеринбурге с книгой Гроссмана «С кем бы побегать», имевшей, кстати, огромный успех во всем мире как у читателей, так и у критиков.

Что делать? — Не превращаться в оголтелых инквизиторов. Экспертам – давать рекомендации (рекомендации – и только!). Родителям думать и решать (на основании оценок экспертов и, главное, своих убеждений), что и в каком возрасте могут читать и смотреть их дети. И развивать у детей критическое мышление, умение отделять лапшу на ушах от действительно важной информации, стоящие произведения от дешевых подделок. Так, чтобы с определенного возраста они могли самостоятельно сделать свой выбор.

А вы как считаете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


«Колобка», «Карлсона» и «Золотого петушка» — в костёр! Срочно!: 4 комментария

  1. Ника

    Меня просто бесят попытки государства (иль «ответственых родителей») лезть в мою жизнь и мою семью. По-моему, только родители имеют право решать, что будет во благо их ребенку, а что нет. А различные псевдоэксперты пусть публикуют свои мнения, но не лезут с запретами.

  2. Виктор

    Этих людей не смущает, что они сами выросли на этих книгах? Это же абсурд. Если эти книги и фильмы такие вредные, как тогда этим экспертам удалось стать интеллигентными людьми?
    История с альтернативой науке в виде средневековых и ещё более ранних мифов, внедряемая в школы, цензура в интернете, книги, фильмы…
    Среди этой комиссии есть люди, которые пишут сказки также талантливо как А.С.Пушкин, только более нравственные? Нет? Я так и думал…

  3. Ирина

    А как же Пеппи?! Это вообще жутчайшая книга, а какой пример она подает детям!!!!
    Я не так делала анализ современной детской литературы, и в нем, увы, практически отсутствовали российские авторы. А преобладали такие богатые на отличные детские книги скандинавы. И вот что примечательно: книги демонстрируют прелесть того, как хорошо отличаться от всех, что все имеют право на ошибки, что ошибки надо уметь прощать и, самое главное, что родительская любовь (или близких людей) безусловна, то есть ее не надо заслуживать или любят не за что-то. И еще более примечательно было то, как публика тяжело это принимала, ибо считала, что из-за таких установок они потеряют контроль над детьми и ситуацией!
    Мое мнение, что у нас до сих пор глубоко сидит не отношение к ребенку как к равному и личности, а как к нашей собственности, что мы решает за него, а не помогаем решать самому.

  4. Ирина

    Не так ДАВНО делала анализ литературы, описалась. :))
    И еще хотелось бы сказать, что это было бы даже смешно, не было бы так грустно….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.