Красный диплом? — спасибо, мне не надо!

дипломНа Лайфхакере недавно появилась необычная статья об учёбе в университете. Вернее, о том, почему не стоит особо заморачиваться отличными оценками, красным дипломом и прочими академическими достижениями. Идеи высказываются, возможно, спорные, но интересные. При этом принадлежат одному неглупому мужчине, а не списаны из «авторитетных»  источников. Обсудим?

——————————————————————————————————————

Для меня, как и для многих других людей, учеба в университете прошла с твердым убеждением, что оценки решают все. Преподаватели и родители твердили, что высокая успеваемость откроет перед тобой все двери этого мира. Высокий балл — это ключ к успешной жизни.

И я слепо верил их словам …

Я помню время, когда учебой я доводил себя до полуживого состояния, только ради того, чтобы получить высокий балл на экзамене. И мне казалось, что все это имеет смысл, но сейчас … я бы не хотел, чтобы мой ребенок учился так же упорно, как когда-то его отец. Это звучит странно, но сейчас я объясню свою позицию.

1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках. Ни один работодатель никогда не интересовался моими отметками в университете! Ни в одном резюме мне не встречалась графа «успеваемость», но во всех без исключения был обязательный пункт – «опыт работы». Еще более удивителен тот факт, что мои навыки работы на компьютере и спортивные достижения придают мне больший «вес» при устройстве на новую работу, чем пятерки в зачетной книжке.

2. Я забыл все, что учил в университете. Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился. И хотя мои оценки говорили об обратном, в моей голове была полная каша, обрывки знаний, которые я не знал, как и где применить.

Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми. В конечном счете, всего за 2 первых месяца практики я «нахватался» больше полезных знаний и приобрел больше профессиональных навыков, чем за все предыдущие 5 лет погони за хорошими отметками. Так стоило ли так напрягаться все эти годы?

3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью. Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12- 15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал. Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане. Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.

4. У меня не было времени на других людей. В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал. Учеба и мысли об учебе занимали практически все мое время, у меня не хватало его даже на личные дела и встречу с друзьями. Пожалуй, самая ценная возможность, которую предлагает университет, – сеть знакомств.

Университет это — плацдарм для новых отношений и проверка своих способностей заводить новые знакомства и поддерживать отношения. Я подметил следующий интересный факт, те люди, кто были «душой компании» во времена учебы, сегодня хорошо обустроили свою жизнь. Есть среди них даже начальник МРЭО, а ведь ему всего 30. И на пары он, собственно, редко ходил …

Если бы у меня был еще один шанс, я бы предпочел меньше зацикливаться на учебе, а больше времени уделять студенческим движениям, мероприятиям, вечеринкам. А «красный диплом», без всякого сожаления, обменял бы на звание «самого общительного человека».

5. Всему, что мне приносит деньги сегодня, я научился за пределами университета. Эффективное обучение возможно только тогда, когда есть интерес. Современное образование этот самый интерес убивает, забивая голову всевозможными теоретическими фактами, которые никогда не найдут своего применения в реальной жизни.

Порой, просматривая программы на канале Discovery, я за час узнаю об этом мире больше, чем за 15 лет учебы. Так я выучил английский всего за 1,5 года, когда у меня появился к нему интерес. Хотя, «пытался» учить его 8 лет в школе и еще 5 лет в университете. Я научился выражать свои мысли на бумаге не на уроках русского языка, а публикуя статьи в своем блоге и порталах вроде LifeHacker.ru

Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:

  • Разница между 4 и 5 настолько размыта, что вряд ли серьезным образом скажется на качестве твоей жизни. Но вот, чтобы учиться на 5, следует вкладывать куда больше своего времени и сил. Стоит ли овчинка выделки?
  • Твои счета оплачивают твои навыки, а не оценки на куске бумаги. Накапливай опыт, а не отметки. Чем больше у тебя опыта в разных областях, тем дороже ты стоишь.
  • Красный диплом не даст тебе ощутимых преимуществ, чего не скажешь о влиятельных знакомых. Больше внимания уделяй новым знакомствам и коммуникации с другими людьми, именно они способны открыть перед тобой все двери мира, но никак не твой диплом.
  • Занимайся тем, что имеет для тебя смысл, а не тем, что от тебя ожидают другие. Только через интерес станут возможны все твои великие достижения.

—————————————————————————————————-

Что я по этому поводу думаю… Несмотря на то, что со многими советами я согласна, аргументация автора кажется мне местами нелепой.

«Я забывал материал сразу после сдачи экзамена». «Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось зубрить наизусть материал». «Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит».

У человека в университете явно были проблемы с мотивацией и умением учиться. Если он не пытался по-настоящему что-то понять, а «вкладывал» в голову знания зубрежкой, то неудивительно, что его от этого занятия тошнило. И неудивительно, что в таком обучении он позже не увидел никакого смысла.

То, что он научился что-то делать (писать статьи, говорить по-английски) только после получения диплома, свидетельствует о его позднем созревании. Всем этим вполне можно было озадачиться и в стенах университета. Ответственность за свое образование стоит брать на себя, а не говорить, что «современная система убивает интерес и не дает развиваться».

В общем, тема поднята актуальная. Но аргументация слабовата. И акценты я бы сместила. Нужно учить детей не забивать на оценки и красный диплом, а набираться самого разного опыта в студенческие годы — и профессионального, и коммуникативного, и творческого.

PS: Оценки, кстати, могут помочь при получении стипендии для стажировки или обучения в аспирантуре  — и у нас, и за границей. Я, к примеру, именно благодаря красному диплому совершенно спокойно (и бесплатно) уехала учиться в аспирантуру в Японии.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Красный диплом? — спасибо, мне не надо!: 13 комментариев

  1. 4ebik

    какая-то дурацкая статья. Не ваша, а автора)) Я смотрю, последнее время прямо тренд какой-то — доказывать, что высшее образование ничего не стоит. А что взамен? Всем после школы работать идти или свой бизнес открывать?

    1. Юрий

      Тренд не на пустом месте появляется-) Статья правильная. Я своему ребенку те же советы дам.

  2. Julia

    Если бы автор свои принципы к себе применил, перед поступлением в вуз, то не пришлось бы здоровье из-за оценок портить)) А сами оценки были бы не хуже))

  3. Лиза

    А я полностью с мужчиной согласна. У меня то же самое было, мозоли на заднице при подготовке к экзамену, больные глаза, красный диплом. А потом понимание того, что 5 лет можно было провести намного интереснее и плодотворнее.

    1. Dana

      Да, и я согласна. Оосбенно по теме знакомств, набирания опыта. У меня павда спросили как-то про оценки, но — самое смешное, не университетские, а школьные. Я так поняла, чисто поржать для.

  4. Маня

    Я думаю, все зависит от того, где и на кого человек учится. Если он поступил в какой-нибудь левый вуз, а потом работает менеджером, понятное дело, что ему обидно за бесцельно проведенные студенческие годы)) А если учится например на врача, то грех жаловаться

  5. Татьяна

    Мне кажется, тут зависит от целей, которые ставит перед собой человек.
    На своем личном примере скажу, что учась в институте, понимала, что дальше заниматься научной деятельностью я не буду, это не мое и я не видела себя в аспирантуре и т.д. Поэтому тратить кучу времени на учебу мне не хотелось и параллельно с учебой я работала. В итоге по окончанию учебы был получен синий диплом и был накоплен определенный опыт работы. И выйдя на рынок труда, ни один работодатель меня не спросил о моих оценках, все спрашивали только об опыте работы. А так как он был, то у меня было преимущество перед теми, кто усердно учился и все время тратил на учебу. И своей сестре, которая позже меня поступила в институт, я сказала приблизительно то же самое, что и автор статьи — диплом может быть и синий, а вот опыт работы должен быть обязательно.
    С другой стороны, если ты планируешь продолжать обучение и работать в сфере науки, то это уже другая история.
    И я не говорю про мед вузы.

  6. facebook.com Viktor Viktorov

    Эх, пообщаться бы с таким человеком лично, чтобы отговорить его о демотивации своего ребенка.
    Почему я так считаю? Вот аргументы:
    1. В университете он может и не приобрел знакомств, но приобрел способность изучать. Хоть и не понимает этого. Сомневаюсь, что не учась в универе, он так же смог был за 2 месяца приобретать новый опыт и знания.
    2. Как уже говорили товарищи выше, автор статьи не рассказал устроился он по специальности или нет?
    Позволю себе пофантазировать. Пошел — куда родители сказали и заплатили. В итоге полное отвращение к учебе.
    3. По поводу опыта работы я бы поспорил. Как нормально учась можно его получить? Я закончил с 80 % пятерок в зачетке и успевал только таскать коробки на рынке и подрабатывать курьером. В реальное научное учреждение меня бы не взяли. Поэтому я в реальном опыте работы по специальности во время учебы скорее не верю.
    4. Я вообще не считаю, что учиться в универе — это сложно. Все за тебя решено. Ничего выдумывать не надо. Я жалею, что вынужден был отвлекаться на подработку ввиду материальных проблем, а не посвящал все время учебе. При этом я не сторонник учебы по 12 часов в день. Я говорю о полноценных 8 часах по будням. А в выходные — спорт и общение с друзьями, чего автор статьи так хотел.

    1. Катерина

      Вы сами себе противоречите))
      Учиться не сложно, но при этом работать не получится, потому что надо 8 часов в день тратить на учебу.
      В универе все за тебя решено, придумывать не надо, но при этом почему-то приобретается способность изучать.
      Я думаю, что автор статьи способность учиться действительно приобрел не в вузе. Там он научился только работать попой и зубрить))

  7. Куприянова Татьяна Лимановна

    Я в шоке от советов автора своему ребёнку. «Грань между 4 и 5 размыта, так зачем напрягаться» Может быть достаточно было перестать говорить ребёнку «Без пятёрки домой не приходи»? Зачем сидеть перед экзаменом по 12 часов, если можно попытаться разобраться в материале лекции и задать преподавателю вопросы, заработав «автомат». У меня два образования и первый диплом синий, а второй красный. Кстати, я точно знаю, что на собеседование при равных прочих первыми позовут тех у кого красный диплом, а остальных — если только первые не подойдут. Да и при приёме в ВУЗ медаль может пригодиться. Так, когда поступала моя дочь, с её баллами было 23 человека, мест 4 и взяли тех у кого был аттестат лучше и портфолио толще. Вот как-то так.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.