Лидеры и аутсайдеры. Выявить и помочь.

социометрия2Не секрет, что в любом коллективе есть свои лидеры и аутсайдеры. Даже в детском. Узнать, какова позиция ребенка в группе сверстников, насколько она благоприятна для его дальнейшего развития можно с помощью проективных методик. Одной из самых информативных является методика «Два дома», о которой сегодня расскажет наш эксперт Толмачёва Татьяна Евгеньевна.

социометрия1Методику можно использовать для работы с детьми 5-7 лет (обычно в старшей и подготовительной группах детского сада). Итак, перед ребенком кладется лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них, красивый, с обилием разных деталей, нарисован красным карандашом. Другой – черный, жалкий и кривой. Ребенку предлагается выбрать, какой дом ему больше нравится.

Затем психолог говорит: «Мы поиграем с тобой в такую игру: этот домик, который ты выбрал – твой, и ты можешь пригласить к себе в гости кого пожелаешь из твоей группы. Кого ты к себе позовешь? (Ребенок перечисляет, а психолог фиксирует данные в таблицу). А кого из ребят ты бы поселил во второй домик, чтобы они не мешали? (Ответы ребенка также фиксируются в таблице). Смотри! Мы с тобой забыли некоторых ребят. (Психолог перечисляет детей из списка, которых не называл ребенок, а дошкольник распределяет, в какой домик пойдет «жить» тот или иной одногруппник)».

Немного о фиксации результатов в таблице.

  • Детей, которых ребенок хочет «поселить в свой домик и называет первыми, в таблице отмечаем +1, +2, +3, с четвертого человека – «++», двойным плюсом.
  • Детей, которых ребенок отправляет в другой дом и называет их сам, отмечаем соответственно -1, -2, -3, и, далее, «—» — двойным минусом.
  • Детей, которых ребенок вспомнил по подсказке психолога, отмечаем «+» или «-» в зависимости от выбранного домика.

Как анализировать результаты? Прежде всего, необходимо обратить внимание, насколько часто ребенка вспоминали его сверстники. Есть ребята, которых вспоминают почти все, есть дети, практически незаметные для окружающих. Далее нужно подсчитать итоговый балл, набранный ребенком. Для этого суммируем все «плюсы» (за ++,+1 +2 +3 дается два балла, а за «+» 1 балл) и вычитаем все «минусы» (за —, -1, -2, -3 даётся 2 балла, а за «-» 1 балл). Эта оценка и станет определяющей при выявлении статусной позиции ребенка в группе. Те дети, которые получили максимальное количество баллов – лидеры. Ребята, у которых примерно поровну друзей и врагов (с небольшим перевесом в одну или другую сторону), имеют благоприятную статусную позицию (у них обычно положительная итоговая оценка, чуть ниже, чем у лидеров). Дошколята, которых почти не вспоминают или «не любят», имеют неблагоприятную статусную позицию или даже являются изгоями.

Что делать, если статусная позиция ребенка в группе оказалась не слишком благоприятной? Какие шаги могут предпринять родители? На эти непростые вопросы отвечает наш эксперт Толмачева Татьяна Евгеньевна.

У вас остались вопросы? Мы будем рады на них ответить!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Лидеры и аутсайдеры. Выявить и помочь.: 6 комментариев

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Мария, добрый вечер! Не успели, к сожалению, вставить видео-интервью с Татьяной Евгеньевной, во время которого она как раз и дает рекомендации родителям, чьи дети оказались аутсайдерами. Завтра видео обязательно будет. Заходите:)

    1. Виктор

      Кстати, я вспомнил как раз случай, в котором были два из изложенных способов повышения статуса в группе. У нас в начальных классах был совсем незаметный мальчик, с ним никто не общался и в общих играх он особо участия не принимал. Так был до того момента, как произошли 2 события.
      1. Папа этого мальчика согласился помочь преподавательнице организовать всем подарки на новый год (просто придумать что можно подарить, съездить и купить на всех, а потом привезти и вручить). Так вот тогда мы впервые увидели что у этого мальчика классный папа, он со всеми нами пообщался, каждому подарил подарок и был очень доброжелательный. Это запомнилось.
      2. Как то раз учительница попросила рассказать нас кто чем любит заниматься в свободное время. Все ответы были простыми и незапоминающимися (футбол, собирание фантиков, игры, марки..). А этот мальчик сказал, что ему интересна история древних индейцев майя, что он прочитал о них книгу, знает про их календарь, обычаи, видел на картинках какие они строили пирамиды, знает в какие игры они играли и даже пробовал с папой играть в мяч, как это делали майя.
      С тех пор абсолютно все запомнили этого мальчика и он имел достаточно большой авторитет.

      1. Катерина

        Мой сын в 5 лет перешел в новый садик. В группе, естественно, были свои сложившиеся отношения, и поначалу мой Гришка чувствовал себя очень не комфортно. Его мало кто звал в игру и обращал на него внимание. А на Новый год мы ездили в Новую Зеландию. И из поездки привезли всем одногруппникам сына сувениры, изображавшие киви (птицу, а не фрукт:)). А потом Гришка выступил перед ребятами и рассказал им кучу всего интересного про киви. Про то, что это, оказывается, ночная птица. И далеко не все новозеландцы видели ее «живьем»:)) После этого сын стал «душой компании»:)))

  1. Болотина Ольга

    В группу (либо класс) можно пригласить так же старших братьев либо сестер для помощи в организации праздника, интересного рассказа, просто игры (профилактика «дедовщины»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.