Уважаемые дамы и господа, признайтесь честно, как вы обычно готовились к экзаменам? Варианты:
- Зубрил, зубрил и еще раз зубрил
- Делал конспекты или шпаргалки к ответам
- Читал записи лекций, книги и статьи по нужной теме
- Что-то читал в ночь перед экзаменом
- Да ничего особо не делал – перед смертью не надышешься.
Нашли свой вариант? Если да, то вы свой учебный процесс организовывали не самым оптимальным способом 🙂 Оказывается, лучшим методом для понимания, запоминания и генерирования информации являются ментальные (или интеллектуальные) карты (mind map в английском варианте). Прежде чем ругаться на заумный термин, посмотрите. Вот она, ментальная карта, поясняющая идею ментальной карты 🙂
Отличие от привычной нам линейной подачи информации в виде текста или списков – в образах и многомерности. Здесь, как мы видим, понятия и идеи представляются разноцветными ветками (от которых отходят более мелкие веточки) и запоминающимися цветными картинками. Отдельные части информации оказываются связаны между собой, выстроены в определенную иерархию. В результате, ее легко проанализировать, понять и запомнить. И даже скреативить что-то новенькое.
Говорят, что замечательный психолог Лурия к экзаменам шпаргалки готовил. Но не простые, а в виде ментальных карт. А написав шпаргалку, сразу ее выкидывал. Потому что ему она уже больше не была нужна.
Понятно, что было бы здорово научить работе с ментальными картами ребенка. Представьте, насколько лучше он сможет усваивать материал в школе, а потом и в университете. Сделать это, как ни странно, не сложно. Ниже 5 простых способов приобщить детей к этому делу от Marjam Vaher (перевод Виктории Зинкевич).
1. Упростить учебу
Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.
Историй о том, как дети из троечников переходят в разряд отличников, научившись использовать ментальные карты, очень много 🙂
2. Ставить цели и планировать неделю
Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.
Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.
3. Планировать проекты и управлять ими
Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.
4. Работа с воспоминаниями
После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.
Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.
5. Для самых маленьких
Дошкольнику не совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.
Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.
Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.
Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.
PS: На мой взгляд, ментальные карты — отличный способ для освоения новой информации, ее упорядочивания и осмысливания. Напоследок, великолепная mind map о том, как можно сосредоточиться в наше непростое время 🙂
Последняя карта очень полезная))
Честно признаюсь, я писала шпаргалки. Но в н был не только текст, но и схемы с рисунками, почти ментальные карты)) Так что не все так плохо)
Я уже лет 5 использую. Очень помогает.