Я недавно обнаружила замечательный способ завладеть вниманием ребенка во время занятий. Гениальный способ. И простой необыкновенно.
Как мы обычно выстраиваем занятие? – Объясняем, рассказываем, а потом задание выдаем, правда?
А теперь представьте, что мы чего-то говорим, а тем временем, ненавязчиво, черкаем на доске или в тетрадке. Рисуем. Наброски делаем. Иллюстрируем собственный текст.
Этот прием давно используют в академии Хана (KhanAcademy), одной из самых популярных обучающих интернет площадок.
Приятный баритон рассказывает, как подсчитывается вероятность. Тут же рисуется монетка – одна сторона и другая. Разноцветные шарики в мешке. Рука, которая тянется к этому мешку, чтобы шарики вытащить. Рисуется все прямо в процессе рассказа.
Наблюдать за этим страшно интересно. Не потому, что рисунки красивые (художественным талантом там не пахнет абсолютно, да простит меня обладатель баритона :)), а потому, что…
Не знаю, возможно, потому что человеку интереснее не просто слушать речь, а еще и наблюдать. Причем наблюдать не за статической картинкой, а за тем, как картинка создается. В этом, кстати, принципиальное различие описываемого приема от использования привычного нам «наглядного материала». Материал этот, красивый, глянцевый и стоящий приличных денег, нам не нужен. По крайней мере, на математике не нужен. Как выяснилось, простенькие картинки, нарисованные от руки, даже каракули привлекают внимание детей намного лучше.
Проверила. Работает. Отлично работает.
Вот смотрите. Классическое задание с магическим квадратом. Можно отсканировать задание из умной книжки и выдать его детям.
А можно самой нарисовать на доске домик. С крышей и трубой. Жителей придумать – молодого, бородатого и красивую 🙂 И попросить детей дорисовать обитателей пустых комнат. По сравнению с предыдущим заданием энтузиазма будет на порядок больше.
Можно помимо рисования еще и лепить что-то в процессе объяснения задачки. Лепить, клеить, собирать,… Я, к примеру, очень люблю стикеры. Простор для действий – огромный.
Тот же магический квадрат, созданный прямо на занятии.
И еще один – в виде ракеты.
А это задачка на выявление закономерностей. Кто там дальше на цепочке у птицелова идет?
А на шее у суровой дамы что за бусы болтаются?
Классическая задачка про куриц. Которые ускоренно яйца несут.
3 курицы за 3 часа — 3 яйца. А 9 куриц за 9 часов сколько выдадут? Можно просто детям задачку рассказать. А можно попутно куриц нарисовать – смешных, нелепых – неважно.
Важно то, что ваши дети будут вас слушать. На вас (и куриц, естественно) будут смотреть 🙂 С большим энтузиазмом. Большим вниманием. И, в конце концов, с большей вероятностью будут думать и размышлять.
PS: Вот, кстати, классическая задачка о Лжеце и Правдолюбе от представителей академии Хана. наслаждайтесь 🙂
Я только раскрашивать могу, а рисую как курица лапой. Интересный способ, но не для меня)
По моим рисунками можно заметить, что курица лапой рисует лучше, чем я:)) На самом деле, качество рисунков неважно, важно то, что вы в процессе рассказа создаете образ. Даете ребенку возможность не только слышать ваши слова, но и наблюдать за вашими действиями
Чудесные птички==) Спасибо за идею! И не пропадайте, пожалуйста!
Ирина, спасибо!!! Гениально!!!
Мне кажется, что рисовать хорошо еще и от того, что это дает время ребенку подумать и понять, что ему говорят и что от него требуется. Сравните ситуации, когда взрослый читает задачу и когда он эту задачу иллюстрирует. Процесс получается более медленный и ребенок может больше осмыслить.
Согласна!
Татьяна Николаевна, спасибо за комментарий. Мысль простая и четкая.
Это действительно работает, и замечательно. Другое дело, что многие учителя такой подход воспринимают в штыки, объясняя тем, что ребенок обязан воспринимать на слух информацию, а картинки нужны детям с невысоким уровнем развития. И в целом процесс обучения должен быть трудным, чтобы развитие происходило наилучшим образом. Пока красивого ответа на этот вопрос у меня нет, тем более, что зерно истины в нем есть.
Недостаточное развитие произвольного внимания приводит детей к поверхностному восприятию. Это особенно заметно на уроках чтения в I классе, когда ребенок, верно схватив часть слова, не выделяет еще остальные его части и благодаря этому читает все слово неправильно.