Морковка и мотивация

оселЗадумались как-то мужи ученые об эффективном средстве повышения мотивации ребенка. Взрослым, к примеру, зарплату увеличивают, премии выплачивают и бонусы разные. “Давайте-ка и мы попробуем детей вознаградить”, — решили психологи. И провели эксперимент.

Деткам маленьким показали чудесные цветные карандаши. Одной группе малышей сказали: “Рисуйте! Мы за это вам грамоты красивые дадим”. Дети рисовать бросились, а потом радостно награду получили. Другой группе тоже рисовать велели, но ничего не обещали. А после, неожиданно, грамоты вручили – молодцы, мол, хорошо постарались! Третьей группе просто сказали: “Рисуйте!”. Ничего в конце не дали – порисовали, и ладно.

На другой день привели тех же деток. “Рисуйте, пожалуйста!” А про грамоты ни слова. Ребята из первой группы подумали немного и не стали рисовать. Нет грамоты – к чему стараться? А детишки из других групп рисовали так же, как в первый день.

На следующий день ситуация изменилась. Ребята из первой и второй группы сидят, скучают, а из третьей – рисуют, получают удовольствие.

Выходит, что взрослым материальные стимулы и награды помогают, а детям только вредят? А вот и нет. Для взрослых они тоже не работают 🙂

Еще один эксперимент. Не менее выдающийся. Собрали в Индии около сотни человек. И одним за то, что они будут анаграммы разгадывать, предложили сумму, равную среднему дневному заработку. Другим пообещали двухнедельный заработок, а третьим – полугодовой.

Только представьте! Разгадал несколько анаграмм – и можно полгода не работать. Вы, наверное, думаете, что счастливчики из третьей группы массу усилий приложили, чтобы с анаграммами справиться? Ничего подобного! Наилучшие результаты продемонстрировала первая группа испытуемых. Чем больше было обещанное денежное вознаграждение, тем хуже результаты.

Интересная получается ситуация. Ученые показали, что внешняя мотивация (деньги, грамоты, конфетки и прочие радости) снижает мотивацию внутреннюю и негативно сказывается на эффективности деятельности. А в бизнесе по-прежнему крайне популярна модель сладкой морковки. И родители ею пользуются. Почитай, Ванечка, а я тебе машинку новую куплю.

А как по-другому мотивировать людей? Наших детей, к примеру. Может, морковка от безысходности появляется? Пишите, что думаете! А я потом свои мысли выскажу.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Морковка и мотивация: 3 комментария

  1. Андрей

    Взрослым так хочется денег, что интеллектуальные задачи они решают хуже, если о них навязчиво думают. Если бы в опыте попросили копать яму, или добывать уголь, то результат был бы противоположным. Если работа творческая или интеллектуальная и она не интересна работнику, то финансовое стимулирование неэффективно. Отсюда простой вывод – брать на работу фанатов своего дела или, с другой стороны, искать работу, от которой прет. Часто бывает, что там, где прет – не платят ) Поэтому идут туда, где есть деньги и работают без огонька с кучей внутренних противоречий.

    1. Ника

      Для взрослых это наверное правильно. А что делать с ребенком, если он не хочет читать или уроки делать? Нет у него пока интереса и внутренней мотивации к этому делу. Объяснения о том, что НАДО не всегда срабатывают. Вот и приходится что-то взамен предлагать. Знаешь, что неправильно поступаешь. Но ничего другого придумать не можешь((

  2. Катерина

    Не знаю права я или нет. Я стараюсь на сына не давить. До школы он в основном занимается теми вещами, которые ему интересны. Но есть несколько правил, которые надо выполнять обязательно — убирать за собой игрушки, ходить в садик, читать по вечерам,… За выполнение правил никак не поощряю. Чем старше становится сынишка, тем больше правил (чтение в этом году прибавилось). Пока никакого сопротивления со стороны ребенка не наблюдается. Может потому, что уже вошло в привычку. Может потому, что правил не так много и они разумные-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.