Можно ли развить интеллект

Глава из моей книги. Которая вот-вот должна выйти из типографии. Правда, «вот-вот» уже довольно долго длится 🙂 Но, будем надеяться…

обложкаразворот

Как вы считаете, можно ли развить интеллект или он дается нам раз и навсегда и величина  IQ – фиксированная единица? А что по этому поводу думает ваш ребенок?

Оказывается, уже в школе у детей возникает собственная концепция о природе интеллекта. Не обязательно явная и четко сформулированная, но оказывающая серьезное влияние на их поведение.

Одни дети считают, что есть умные и способные люди (им повезло), а есть глупые и неспособные (им не повезло). В этом случае ребенок, которому однажды сказали, что у него нет способностей, скажем, к математике, будет пребывать в уверенности, что так оно и есть и ничего уже не поделаешь. А другой ребенок будет считать, что всегда можно чему-то научиться и свои способности улучшить. Главное – хорошенько постараться.

Чувствуете разницу?

Ребенок, уверенный в статической природе интеллекта, будет прикладывать усилия только в тех областях, к которым, как он думает, у него «талант». Представьте, что его постигла неудача (скажем, он плохо написал тест). Думаете, он будет усиленно работать, чтобы результат стал лучше? – Может быть. А если еще раз с тестом проблемы возникнут? Велика вероятность того, что ребенок решит: «Ошибочка вышла, нет у меня способностей. Значит, нечего и стараться».

Не так давно в одной из школ детям прочитали лекцию о том, как развивается мозг, как во время обучения образуются новые связи между нейронами. Даже расшифровали модное нынче слово «нейропластичность» — способность мозга изменяться под воздействием опыта. Кстати, не удивлюсь, если для вас этот факт станет маленьким открытием – всего несколько десятилетий назад считалось, что структура мозга остается неизменной («нервные клетки не восстанавливаются» — слышали?). Ан нет, восстанавливаются и образуют новые связи. Нужен только соответствующий опыт. Практика.

Так вот, возвращаюсь к детям и школьному эксперименту. Через несколько месяцев выяснилось, что в экспериментальной группе успеваемость по математике повысилась на 30%. Дети стали лучше учиться только от того, что поняли, мозг меняется. Способности не заданы раз и навсегда. Их можно развивать.

Иногда родители, совершенно не задумываясь, вешают на ребенка ярлык: — «Он у меня гуманитарий, а математика для него – лес темный». Зря! Лучше рассказать сыну или дочке о том, как можно тренировать мозг и развивать способности. Да, возможно, ваш ребенок не вырастет великим ученым – оно и не нужно. Зато будет уверен в том, что всегда можно стать немного умнее, всегда можно чему-то научиться. И эта уверенность поможет ему в самых разных областях и ситуациях.

Совет 1: Не вешайте на ребенка ярлык «гуманитария», «технаря» или вообще ни к чему не способного человека.

Совет 2: Расскажите ребенку о том, что способности можно и нужно развивать. Наш мозг меняется под воздействием опыта.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Можно ли развить интеллект: 4 комментария

  1. Ольга

    Ирина, какая чудесная новость! Поздравляю! Обязательно приобрету книгу)

  2. Ирина Рогожкина Автор записи

    Друзья, книжку можно будет заказать в Москве и в Питере курьером или вывезти самостоятельно. По России книгу будем отправлять почтой. Да, еще надеюсь, что книга будет продаваться в крупных магазинах — Библио-Глобусе, Доме книги на Арбате,…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.