Музыка и развитие речи

музыкаТезис о том, что обучение музыке благотворно воздействует на развитие ребенка, давно известен. А вот как именно оно влияет на те или иные психические функции, стоит разобраться. Сегодня наш эксперт, логопед Куприянова Татьяна Лимановна расскажет об эффекте, оказываемом музыкой на развитие речи ребенка.

Давайте вспомним, какие музыкальные занятия проводятся в детских садах. Обычно это пение и обучение игре на треугольнике, маракасе, ксилофоне, барабане и других ударных инструментах. Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка:

  • Пение помогает научиться правильно выговаривать звуки, различать их на слух.
  • Обучение игре на ударных инструментах развивает у дошколят чувство темпа и ритма, что особенно важно для детей с нарушениями слоговой структуры и темпа речи. Кроме того, игра на ударных инструментах способствует формированию умения ставить логические ударения в предложениях и смысловые ударения в тексте.

Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.

Какой инструмент выбрать?

  • Духовые инструменты (флейта, кларнет,..) лучше всего подойдут детям, имеющим нарушения дыхания (например, при дизартрии).
  • Струнные инструменты хорошо влияют на развитие нервных окончаний и межполушарного взаимодействия (так как правая и левая рука выполняют разные движения в разном темпе). Такие инструменты как скрипка, виолончель, домра хорошо подходят детям с общим недоразвитием речи.
  • Фортепиано и аккордеон развивают эмоциональность детей, чувство ритма, а также все перечисленное в предыдущих пунктах.
  • Народные инструменты формируют у ребят чувство гармонии, общности со своими корнями.

Обратите внимание на то, как ребенок воспринимает высокие звуки, не воздействуют ли они плохо на его нервную систему. Если это так, то лучше выбрать инструмент с более низким звучанием – кларнет, аккордеон или виолончель.

И последнее: главное, чтобы ребенок играл на инструменте, который нравится ему, а не взрослому!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Музыка и развитие речи: 5 комментариев

  1. Елена Сорокина

    Я очень хотела, чтобы мой сын научился играть на фортепиано или скрипке. А он без особого восторга. Пару раз с ним позанимались и бросили. А теперь я жалею. Не зря ли…

    1. Анна Бороздина

      Елена, вот мой муж про себя рассказывал, что тоже в детстве бросил занятия музыкой, а будучи взрослым винит родителей: «Что ж вы меня не заставили?»

      1. Ника

        А у меня родители наоборот отбили желание музыкой заниматься тем, что упорно заставляли в музыкальную школу ходить. Не знаешь, как лучше)

        1. Куприянова Татьяна Лимановна

          В современной ситуации, когда на школьниках лежит большая нагрузка, занятия в музыкальной школе должны нравиться ребёнку, потому что отнимают много времени. Если ребёнок ходит со скандалами, плюсы развития речи от этого теряют всякий смысл. Хотя родители всегда могут убедить ребёнка, который сомневается в нужности ему этих занятий.

  2. Ольга

    А я считаю очень важно не упустить два момента. Первое, вовремя ввести в жизнь малыша музыкальные инструменты, причем дать и послушать и потрогать, попробовать «поиграть». У нас в садике после прослушивания очередного мини концерта, кларнет так произвел впечатление на мальчика, что если бы родители прислушались к его желанию, а не руководствовались национальными соображениями ты «воин -защитник», а не музыкант, то этот ребенок учился бы музыке с удовольствием! Второе, важно показать ребенку, что вам тоже нравится игра на музыкальных инструментах. Советую сходить с ребенком в музыкальный театр Натальи Сац, а в перерыве заглянуть в оркестровую яму. Или сходить с ребенком в магазин музыкальных инструментов. На экскурсию!!! У меня из опыта работы много примеров, как положительных, так и отрицательных. Родители должны знать! Музыка максимально расширяет кругозор ребенка и взрослого, учит ребенка слышать звуки, а это фонемы, грамотность, восприимчивость к языкам и далее, далее… Я с удовольствием в свои 42, благодаря маленьким классическим концертам в нашем садике изучаю музыкальные инструменты, открываю композиторов и слушаю величайшие произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.