Нам нужна диагностика ранней одаренности или ерунда всё это?

kid5Как вы думаете, стоит ли выявлять детскую одаренность в раннем возрасте, скажем, лет в пять или шесть? С благими целями. Например, для того, чтобы оказать одаренным детям психологическую помощь и поддержку. Чтобы обучать их по обогащенным, сложным программам. Чтобы позволить их талантам расцвести в полную силу.

Звучит – просто замечательно. И я первая под этим подпишусь. Есть только одно «но». Последнее время ученых гложут сомнения, а действительно ли одаренность можно обнаружить в раннем возрасте. Сомнения эти имеют под собой серьезные основания.

В Америке, например, где царит культ индивидуализма и соревновательности, одаренных детей начинают выявлять аж, вы не поверите, с возраста 2.5 лет (а кое-где и раньше). Этих детей приглашают в престижные детские сады и школы. С ними серьезно занимаются и усиленно развивают их способности. Думаете, потом они становятся гордостью нации? А вот и нет. По статистике к третьему классу среди тех, кого считали одаренными в детском саду, остается только 27-40% талантливых ребятишек.

А еще более серьезной проблемой является то, что по-настоящему одаренные дети в программах для юных талантов не участвуют – их просто отсеивают в раннем возрасте.

Возникает парадоксальная ситуация. В программах для одаренных детей учатся школьники, совсем не одаренные. А те, кто действительно талантлив, посещают обычные средние школы.

Результаты тестов, проведенных в 5-летнем возрасте, ничего не предсказывают – ни школьные успехи, ни подростковую одаренность, ни взрослые достижения. Вернее, предсказывают, но крайне неточно. «Отбор лучших детей детсадовского возраста или первоклашек при помощи тестирования не имеет под собой серьезного обоснования. Тестируя детей младшего возраста, мы, по сути, выявляем тех, кто растёт в образованной, интеллигентной семье и получает знания, благодаря этому», — говорит ведущий специалист в области тестирования Дональд Рок.

Последние исследования в области неврологии показали, что, по мере роста ребенка, меняются области мозга, отвечающие за интеллектуальную деятельность. В конечном счете, успехи ребенка будут зависеть от того, научится ли его мозг переносить обработку интеллектуальной информации в те области, где эта обработка происходит наиболее эффективно.

В Сеуле был проведен эксперимент, в котором старшеклассники решали разные задачи. А томограф фиксировал их мозговую активность. Выяснилось, что активность мозга одаренных подростков переключилась в теменную долю. И именно эти ребята закончили тест с лучшими результатами. При этом в мозгу остальных подростков подобного перехода мысленной активности не наблюдалось.

Получается, что интеллект мигрирует из одной области мозга в другую.

В то время, когда большинство детей тестируют для записи в программы для одаренных, у них еще не до конца развилась кора головного мозга и не произошел переход интеллектуальной активности из одной доли мозга в другую. Т.е. серьезные решения о будущем детей принимаются тогда, когда их мозг еще не начал переживать кардинальные изменения, которые и будут определять их интеллект.

На мой взгляд, интересная информация для размышлений. Как для профессиональных психологов. Так и для родителей – тех, кто уверен в том, что «после трёх уже поздно» 🙂 После трёх, пяти, и даже десяти всё только начинается!

——————————————————————————————

Комментарий научного консультанта стажировочной площадки «Одаренные дети», кандидата психологических наук Денисенковой Натальи Сергеевны.

Одаренность действительно может проявляться в самом разном возрасте, в том числе даже у взрослых. Но это не значит, что проведение мониторинга одаренности в раннем возрасте вообще не имеет смысла. Даже если мы не сможем выявить всех одаренных ребят, у нас будет шанс помочь тем, у кого одаренность уже обнаружена. Такие детки нуждаются во внимании, психологической и педагогической поддержке. Одаренность исчезает, когда ею не занимаются. Мы стараемся сделать так, чтобы этого не происходило.

Что касается более поздней одаренности, то никто не мешает проводить мониторинг регулярно, например, каждый год. Тогда проблем с тем, что одаренные дети не участвуют в специальных программах, не будет. Кстати, именно так делают в Азии — в Сингапуре и Корее, в которых системы работы с одаренными детьми являются одними из лучших в мире.

Да, отдельно стоит поговорить о ярлыках, которые, к сожалению, иногда вешают на детей. Объявить ребенка одаренным не менее опасно, чем назвать его посредственным. Дело в том, что это накладывает на детей груз определенной ответственности. Раз одаренный, значит, надо всегда соответствовать, а это бывает ой как трудно.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Нам нужна диагностика ранней одаренности или ерунда всё это?: 2 комментария

  1. Катя Кошкина

    Наталья Сергеевна правильно про ярлыки написала. У нас в классе когда-то был чудо-мальчик. Самый умный ребенок, которого я когда-либо встречала. Его у нас на руках буквально носили, на все конкурсы и олимпиады выставляли. А к старшим классам он сдулся. На все забил, на медаль, на МГУ. Я с ним как-то разговаривала, так он сказал, что ему надоело соответствовать ожиданиям окружающих. Надоело, что все от него подвигов ждут. Я, говорит, когда перестал изображать вундеркинда, как будто груз снял с себя.

  2. Нина

    А мне кажется, глупо искать одаренных в детском саду и в начальной школе. Намного правильней делать это в 12-14 лет, когда дети идут в профильные классы. Тогда уже понятно, к чему у ребенка склонность и насколько развиты способности. А то в 5 лет скажут бебику, что он талант, а потом ждут чудес. А бедный бебик играть должен, а не чудеса демонстрировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.