Нарушения развития речи у детей. Насколько страшно и как с ними бороться

логопед1Недавно я встречалась с замечательным специалистом, логопедом, проработавшим много лет с детьми – Куприяновой Татьяной Лимановной. Она любезно согласилась ответить на мои вопросы, связанные с нарушениями развития речи. Вопросов было много, поскольку для нас в свое время это было серьезной проблемой.

— Татьяна Лимановна, какие чаще всего встречаются нарушения развития речи у детей?

— Все нарушения, с которыми чаще всего сталкиваются родители, делятся на 3 группы. Первая группа – фонетические нарушения. Это означает, что ребенок не может правильно произнести некоторые звуки. Причин может быть несколько: неправильный прикус, расположение зубов, физиологическая незрелость (когда мышцы просто еще не готовы к нужной работе). При этом ребенок хорошо понимает речь и распознает звуки на слух.

Вторая группа – фонематические нарушения. К ним относится неразличение на слух звуков, состава слова. В этом случае слова произносятся с искажением, вместо одного звука произносится другой.

И третья группа – общее недоразвитие речи. В этом случае у ребенка нарушена структура языка, возникает аграмматичная речь. Т.е. ребенок может сказать вместо «моя кровать» — «мой кровать», вместо «сковорода» — «скоровода».

Существует также темпо-ритмические нарушения речи (заикание, замедленная речь-брадилалия и  ускоренная речь-тахилалия).

Понятно, что степень тяжести этих нарушений различна. К самым простым относятся фонетические нарушения речи. Они не влияют на общее развитие ребенка. Исключением могут являться случаи, когда ребенок из-за того, что не может произнести правильно те или иные слова, начинает стесняться и замыкаться в себе.

Фонематические нарушения более серьезны. В этом случае дети тратят много времени и энергии на распознавание слов. Это мешает им развиваться с той быстротой, на которую они могли бы быть способны.

Самый тяжелый случай – нарушение структуры речи. Здесь справиться без помощи квалифицированного специалиста невозможно.

— А в каком возрасте обычно ставится тот или иной диагноз?

— Вообще, ребенок должен начать говорить в 2 года. При этом, говорить фразами. Фразы могут быть неправильными, произнесение слов тоже. Но фразы все равно должны в речи присутствовать. Т.е. если ребенок говорит «Чай на лале» (чай на столе» — это нормально). А вот если его речь состоит только из слов вроде «абака» (собака), то стоит уже задуматься. В этом случае обычно ставится диагноз «задержка речевого развития». В 3 года ребенка еще раз смотрит логопед, и именно тогда уже может быть поставлен диагноз – фонетические, фонематические нарушения или общее недоразвитие речи.

— Я слышала, что многие логопеды отказываются заниматься с детьми до достижения ими 5-летнего возраста. Так ли это?

— Все зависит от диагноза. До 5 лет ребенок имеет полное право не произносить шипящие и сонорные звуки («л» и «р»). Более того, попытка обучить его правильно произносить «р» до 5 лет может кончиться печально. Дело в том, что мышцы языка ребенка еще физиологически не готовы к правильной работе, они либо слишком расслаблены, либо напряжены. В результате, пытаясь произнести «р», ребенок начинает вибрировать не языком, а либо губами, либо щеками. И отучить потом его от этой привычки будет крайне сложно. Т.е. если ребенок просто не произносит некоторые звуки, то заниматься с ним до 5 лет действительно не стоит.

Другое дело, если ему поставлен диагноз фонематические нарушения или общее недоразвитие речи. В первом случае с ребенком обычно начинают заниматься с 4-х лет, а во –втором – с 3-х. Именно в возрасте трех лет закладывает понимание и восприятие структуры языка – самое время для коррекции тяжелых нарушений.

В следующих публикациях мы поговорим о причинах речевых нарушений, о том, как можно позаниматься с ребенком дома и как найти грамотного специалиста-логопеда. Если у вас есть вопросы к Татьяне Лимановне, пишите! Мы обязательно с ней свяжемся и хорошенько расспросим 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Нарушения развития речи у детей. Насколько страшно и как с ними бороться: 3 комментария

  1. Karina

    Спасибо за полезный материал! А что делать, если ребеночек в 2 года не заговорил-таки фразами? Как могут родители помочь? Ведь, насколько я поняла, занятия с логопедом лучше проводить с 3-х лет…

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Связалась с Татьяной Лимановной. Вот что она порекомендовала.
      В первую очередь необходимо накапливать пассивный словарный запас. Для этого можно показывать ребенку картинки с надписями к ним. И называть то, что изображено. «Это корова». «Она щиплет травку». «Это собака». «Собака лает».
      Во-вторых, стоит обратить внимание на использование предлогов. Чаще просить малыша что-то сделать. Например, «положи мишку НА коробку». «Давай спрячем мишку В коробку»… И, конечно, следить за тем, чтобы ребенок все делал правильно. «Я спрятала игрушку ПОД кроватку. Найдем?». «А теперь я положила ее В кроватку»…
      А в 3 года стоит еще раз посетить логопеда — возможно, все проблемы уйдут. Если нет, то выработаете совместную программу действий.

  2. Мария

    Действительно серьёзная проблема, которую обязательно нужно поднимать.
    К сожалению, не все родители понимают это(«ещё выговорится», » наш папа в детстве тоже так разговаривал» и т.п.) А потом в школе начинаются проблемы с успеваемостью, тогда срочно ищут логопеда, а время то упущено. И, вообще, в наше «продвинутое» время резко сократилось речевое общение в семье: с компьютером, айфоном и телевизором не надо разговаривать, а ребёнок занят «делом» и не мешает взрослым заниматься своими делами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.