Как развить речь у ребенка

речевое развитиеПродвинутые родители знают, что для того, чтобы ребенок полноценно развивался, с ним необходимо общаться. С самого раннего возраста. Вот лежит этакий пузырь, ручками-ножками шевелит да в потолок смотрит, а ты ему рассказываешь, как солнышко светит, как мама пузырька любит и как на свете жить хорошо. А у него, пузырька, тем временем речь незаметно, но бурно развивается. Так? Не совсем…

Десять лет назад ученые утверждали, что чем больше слов слышит младенец, тем раньше он говорить начнет и тем более обширный словарный запас будет иметь. Даже прибор изобрели, не смейтесь, речевой педометр, который подсчитывает количество слов, которое ребенок слышит за день или час. Если тысячу или две — молодец, заботливая мама. Меньше? — мать-ехидна, не иначе.

А вот последние исследования психологов четко показывают, что главное не то, насколько словоохотливы родители, находясь рядом с ребенком, а как они реагируют на его поведение. Как развить речь у ребенка? —  вести с ним полноценный диалог, отвечая (не обязательно словами) на его «реплики».

Пузырек что-то лепечет. А вы ему — «Ах, вот как?». Он в ответ возглас издает. А вы — «Ну, можно, только надо у папы спросить» 😉 Или просто по пузу поглаживаете и в щечку целуете.

Оказывается, скорость речевого развития зависит от того, как быстро мать реагирует на лепет ребенка. Малыши, матери которых отвечают им быстро и часто, в среднем на полгода опережают в своем развитии детей, матери которых реагируют медленно и редко.

Реальная история, описанная в книге «Мифы воспитания. Наука против интуиции». Как развить речь у ребенка.

Хана и Алиса — две маленькие девочки, принимавшие участие в одном из психологических исследований. В возрасте девяти месяцев обе малышки понимали приблизительно семь слов, но сами пока ничего не говорили. Хана издавала звуки и экспериментировала с ними в два раза реже, чем Алиса, которая за десять минут записи сделала это 100 раз. Однако мама Ханы отвечала и реагировала на ребенка в 85% случаев контакта, а мама Алисы — в 55%.

Со временем Хана превращалась в болтушку, а вот Алиса не могла похвастаться быстрым развитием речи. Разрыв увеличивался каждый месяц. К полутора годам Алиса добавила в свой активный словарь всего 8 новых слов, а Хана — 150. Причем 50 из них были глаголами и прилагательными.

В возрасте 21 месяца самыми сложными предложениями, которые говорила Алиса, были: «Я писаю» и «Мама, пока». Хана же говорила что-то вроде: «Джон ест бутерброд с сыром». Когда Хане исполнилось два года, ее речевое развитие стало сложно оценивать, потому что она могла сказать практически все.

Вот так. Пойду-ка я сейчас своего пузырька целовать и с ним общаться;) Кстати, разговаривает он на своем языке, но очень выразительно и с большим воодушевлением;)

PS: Нашему Андрюшану сегодня 2 месяца исполнилось 🙂

And Max

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Как развить речь у ребенка: 7 комментариев

  1. Катерина

    Мне кажется, что это и так мамам интуитивно понятно) ученые часто говорят в общем-то очевидные вещи. Слышали за что психологу Канеману вручили Нобелевскую премию? За то, что он доказал: люди действуют нерационально, принимая решения, связанные с финансами)) Очевидно — люди во всех сферах жизни нерациональны)

    1. Андрей

      Тут как раз не слишком очевидно. Одно дело просто разговаривать, а другое дело именно реагировать. К тому же правильно проведенный эксперимент с количественным выражением результата переводит идею из разряда «вроде как очевидно» в «доказанный факт», показывающий какого именно словарного запаса может лишиться ребенок, если просто разговаривать, а не реагировать на его поведение.

      1. Алина

        Я с Катериной не совсем согласна — что это очевидно все. Общалась с мамами, которые на полном серьезе не понимали, зачем с ребенком разговаривать, когда он еще ничего не понимает. А еще многие мамочки разговаривают с ребенком, стоя спиной к нему или отвернувшись. Домашние дела, работа. Получается, что с ребенком общаются, но «задом». Насколько я понимаю, это на пользу ребенку не идет.

    2. Анастасия

      Как раз Канеман не очевидную вещь доказал. До него все экономисты предполагали, что человек — существо разумное;)

  2. Мария*******

    Какой халесий карапузик)) поздравляю! я со своей постоянно болтаю и именно на интуитивном уровне отвечаю ей, она тоже болтушка у меня, со всеми в магазине, на улице разговаривает, но только на своем. ни одного разумного слова, в свои 12 месяцев, пока не сказала(

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.