О непереносимости знаний в другие сферы и связи школьной успеваемости с будущей успешностью

леонардо да винчиКто-то из великих сказал: «Талантливый человек – талантлив во всем». Звучит хорошо, а вот насколько верно – большой вопрос.  В книге «Территория заблуждений » (кстати, советую почитать) описываются ментальные ловушки, в которые попадают люди. Одна из них – вера в то, что знания могут быть перенесены из одной области в другую. То есть умный человек – всегда остается умным, вне зависимости от области деятельности.

В 1990 году Гарри Марковиц получил Нобелевскую премию. Он создал теорию «Выбор портфеля», в которой описал оптимальный выбор ценных бумаг с учетом рисков и ожидаемого дохода. Сумел ли Марковец разбогатеть, использовав свою теорию в жизни? Вовсе нет.  Вы будете смеяться, но распределение его акций и облигаций – самое что ни на есть банальное – 50 на 50. Нобелевский лауреат не смог применить свой хитроумный метод к собственным ценным бумагам.

Это не единичный случай, когда переход из академической сферы в частную заканчивается провалом. Вообще, переход из одной сферы в другую чаще всего неудачен. Врачи не понимают истории из области экономики, продавцы потребительский товаров не могут продавать программное обеспечение. Ну, и два классических примера – у психотерапевтов сплошь и рядом не складывается личная жизнь, а бывшие отличники не могут похвастаться достижением карьерных высот.

«Игроки в шахматы прекрасно решают шахматные задачи, — пишет философ Нассим Талеб. И этим ограничиваются. Мы уверены, что способны перенести свой талант из одной области в другую. Но нет, мы не способны на это».

Не знаю, насколько все это правда – мне известны и противоположные примеры. Но если знания действительно нетранспортируемы, то ситуация довольно грустная. Когда мы провозглашаем в школьных стандартах, что главная наша задача, чтобы ребёнок научился решать проблемы творческого и поискового характера, то не ставим ли мы нереалистичные цели?

Может ли обучение математики научить думать в широком смысле этого слова? Помогает ли обучение программированию развить способность планировать, находить и исправлять ошибки – не только в программе? Развивает ли раннее обучение музыке эстетическое чутье – не специфическое, музыкальное, а в самых разных областях и сферах?

Обычно на эти вопросы я уверенно говорю «да». Но, может, я не права? Как вы думаете?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


О непереносимости знаний в другие сферы и связи школьной успеваемости с будущей успешностью: 6 комментариев

  1. Ольга

    Есть так называемый практический интеллект. Люди, которые им не обладают, успешны в какой-то одной области, чаще всего в академической. А люди с высоким практическим интеллектом отлично идут по жизни и достигают высот в разных сферах.

    1. Larissa

      Да ладно вам. Люди с практическим интеллектом успешны во всем? — не верю)

  2. Анна Белова

    Вы правы. Только надо стараться применять свои знания не только на уроках и в классе, а всюду. Нужно создать ребенку условия, чтобы он мог попробовать себя в разных областях и сферах.

  3. Елена

    Всему надо учить, сопровождать… как хотите, так и называйте. Думать самостоятельно тоже надо учить, переносить опыт из одной области в другую — надо учить… показывать, объяснять… Первые шаги познания ,по-моему, должны сопровождаться, осторожно сопровождаться, радостно сопровождаться, с прицелом на преодоление самостоятельно в будущем любых преград. Тогда и не будет перекошенности: успешен в одном, но не добрал счастья-радости в другом…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.