О почемучках или как НЕ убить детскую любознательность

curiosity3Ксения Несютина, автор блога http://ideas4parents.ru/ недавно написала чудную статью с не менее чудным названием «Как убить детскую любознательность». Прочитала с большим интересом, почерпнула много полезного. Делюсь. И заодно свои мысли выкладываю 🙂

Ребенок на все вопросы отвечает “не знаю”. Что делать?

Часто дети реагируют подобным образом, если чувствуют, что их хотят “проверить, протестировать”. В современном мире детей начинают обучать (а не развивать) буквально с пеленок. И, конечно, родители хотят видеть результат своих трудов. А потом постоянные проверки: “Где синий?”, “Покажи ротик”, “Это какая буква?” сопровождают детей постоянно. Иногда родители пытаются вклинить такие проверки-задачи в игру. Любой ребенок чувствует разницу между игрой и такими “задачками”, как бы искусно их не маскировали родители и не убеждали себя, что они “занимаются, играя”.

Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку начать рассуждать и думать, когда у него что-то спрашивают, а не говорить “не знаю”.

Вы должны быть искренни. Если вы знаете ответ, то вопрос вы задаете только с одной целью: проверить ребенка (“а сможет ли он додуматься, или знает ли он ответ на вопрос?”).

Попробуйте отказаться от вопросов с одним единственным “правильным ответом”. Ведь когда ребенок говорит “не знаю”, он подразумевает “не знаю правильный ответ”.Начните задавать открытые вопросы — на них может быть много разных ответов. И даже, если вы знаете один из них, вы можете не знать тот, что придет в голову вашему ребенку.

Мой старший сын, когда слышит вопрос, очень часто спрашивает: “А ты знаешь?” Это, во-первых, подтверждает предыдущую мысль: детям важно не быть подопытными кроликами. Они хотят общаться, а не экзаменоваться.

А во-вторых, детям важно видеть и чувствовать, что вы думаете вместе. Если вы вдвоем не знаете ответа, значит напрячь мозг придется не ему одному. Поэтому чаще рассуждайте вместе, делитесь своими мыслями и выводами. Если ребенок говорит “не знаю”, расскажите, как думаете вы, что вам мешает решить задачку, или расскажите свой ответ и вместе подумайте, интересен ли он.

curiosity2

Не будьте всезнайкой. Если на все вопросы ребенка вы отвечаете выверенными фактами, он привыкает, что на любой вопрос есть ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ верный ответ. А когда вопрос задаете вы, ребенок понимает, что не знает этот единственный правильный ответ, и говорит “не знаю”.

Показывайте ребенку многообразие ответов, и тогда на любой вопрос ребенок будет знать хотя бы какой-то ответ.

Сами отвечайте на вопросы ребенка. Печально видеть детей, которые на вопросы отвечают: “А потому что перпендикуляр” или “Потому, что кончается на У”. Угадайте, кто научил их этим фразам?

Ребенок не задает вопросы “Почему …?”

Во-первыхвсе дети развиваются по-разному. Возможно, ваш ребенок задает другие вопросы: “Что это?”, “Как это работает?” Это те же самые “почему”, но сформулированные иначе.

Во-вторых, стоит оценить общую любознательность ребенка. Иногда дети пребывают в некоторой интеллектуальной пассивности из-за большого количества информации, которая обрушиваются на них. Они ее-то не успевают обрабатывать, не то что еще о чем-то спрашивать. Постарайтесь оградить ребенка от телевизора, рекламы, большого количества мультиков и\или развивающих занятий, программ.

В-третьих, всегда отвечайте на вопросы ребенка. Может быть, раньше вы были не очень внимательны к его вопросам и тем самым отбили всякое желание их задавать. Вопросам детей (какими бы они не были) надо всегда радоваться!

Возможно, еще не пришло время. Продолжайте иногда говорить монологами: задавая себе вопросы и отвечая на них. Так, как вы это делали с полугодовалым малышом.

Ребенок задает слишком много вопросов “Почему…?”

Это здорово! Как бы ни казалось это утомительно, надоедливо, глупо — никогда не ругайте ребенка за то, что он это уже спрашивал.

curiosity1Возможно, ребенок задает вопрос “почему”, но, на самом деле, хочет узнать совсем другое. Например, часто когда мама уходит, дети спрашивают “Почему ты уходишь”, имея в виду “Куда ты уходишь”. Переспросите у малыша: “Ты хочешь знать, куда я ухожу?” Учите ребенка строить вопросительные предложения и с другими словами — как, куда, что, где.

Всегда отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь фразами: “подрастешь — узнаешь”, “потому, что кончается на у”, “много будешь знать — скоро состаришься”. Через время вы (а заодно и воспитатели, и учителя в школе) получат точно такой же ответ.

И добавка от меня 🙂

Иногда ребенок и сам прекрасно знает ответ на свои вопросы. Он просто хочет удостовериться в правильности выводов. И вместо того, чтобы пускаться в путаные объяснения, можно ответить вопросом на вопрос: «А как ты сам думаешь?». Выслушать версию ребенка, добавить что-нибудь от себя и похвалить за смышленость и наблюдательность.

В некоторых ситуациях, особенно в случае очевидных вопросов, на помощь приходит юмор: вместо констатации факта придумайте какую-нибудь нелепицу. Водитель толкает застрявшую машину? – предположите, что он меряется силой с автомобилем. Подобного рода ответ, скорее всего, будет отвергнут ребенком и даст повод малышу изложить собственный взгляд на проблему.

Если же ребенок задает серьезный вопрос, скажем, научный, то подойдите к делу объяснения со всей ответственность.

Моя свекровь, к примеру, совершенно замечательные истории о супруге рассказывает, который в детстве крайне любознательным мальчиком был. – Мам, а сколько слон за день может написать? Свекровь, не тушуясь: «А давай подсчитаем. Человек за день выписывает литр примерно. Его вес, скажем, 60 кг. Во сколько раз слон больше? Тебе не кажется, что во столько же раз слон больше и написает?».

— Мам, а сколько на корове волос? — Давай подсчитаем…

И любопытство удовлетворяем, и математикой занимаемся. К тому же демонстрируем ребенку, как можно грамотно к решению задачи подойти 🙂

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


О почемучках или как НЕ убить детскую любознательность: 8 комментариев

  1. Маня

    Сколько слон за день писает? — интересные вещи вашего мужа интересовали) Отличные советы — спасибо!

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Да, он был интересным мальчиком. Сейчас, кстати, он такой же подход в объяснениях для старшего сына применяет:)

  2. Елена

    Про экзамен хорошо подмечено. Мой ребенок сразу замыкался в себе, когда я начинала мучить его вопросами

  3. Анна Бороздина

    Добавлю совет и я. Ответив ребенку, не забудьте отправить его с вопросом к другим людям поблизости. Ребенок будет видеть как отвечают разные люди, научится делать выводы.

    1. Julia

      Ага, а потом ребенок будет спрашивать: «А почему бабушка не так сказала? Значит она ничего не знает? или ты ничего не знаешь?» ))

  4. Анна Бороздина

    Юля, что значит ‘не так’? Есть множество открытых вопросов, на которые люди отвечают по — разному. Это же хорошо, когда видишь разные реакции, разные ответы.
    Я, например, часто прибавляю к ответу фразу ‘я думаю так…’. Могут быть другие варианты.
    Если реб. Спросил: ‘ты ничего не знаешь?’ Почему бы не обсудить с ребенком эту интересную проблему: ‘возможно ли знать всё?’

    1. Julia

      Я про обычные вопросы, не открытые, на которые родственники отвечают по-разному. У ребенка неминуемо в этом случае вопрос возникает — кто прав. И что ему в таком случае отвечать? Ответ — у всех свое мнение не проходит. Моя дочка все равно спросит — а кто все-таки прав?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.