Одаренность и нарушения развития речи — вещи несовместимые?

одаренность речьПопробуйте представить себе одаренного малыша. Получилось? Могу поспорить, что у вас перед глазами возникла картинка: ребенок, активно познающий окружающий мир, задающий кучу вопросов и любящий «пофилософствовать». Даже если я несколько ошиблась, то вряд ли вы вообразили малыша, у которого каша во рту, который не умеет подобрать нужное слово или вообще связно говорить не может.

И зря… Оказывается, одаренность и нарушения развития речи не такие уж несовместимые вещи. Одно другому не мешает. Вернее, не будет мешать при правильном отношении родителей и педагогов. Вот что рассказала наш эксперт Куприянова Татьяна Лимановна.

Состояние речи оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, ведь речь является одним из наиболее важных способов познания окружающего мира. Могут ли нарушения речи препятствовать развитию способностей и талантов малыша? — Все зависит от тяжести речевых нарушений и их специфики.

——————————————————————

Фонетические нарушения речи (нарушение звукопроизношения). Самый простой вариант. Развитию одаренности это не мешает. Единственным препятствием могут стать личностные проблемы. Если, к примеру, ребенок начинает стесняться своего неправильного произношения и, в результате, отказывается от общения и познания нового.

Что делать: поощрять познавательную активность ребенка. Ни в коем случае не стыдить его за неправильно произнесенные звуки.

——————————————————————

Фонетико-фонематические нарушения (ребенок неправильно воспринимает звуки на слух). Детям, плохо определяющим звуки на слух, сложно выделить основную мысль текста, быстро ответить на вопрос или сформулировать свой. Поскольку на распознавание слов тратится много сил, их внимание менее устойчиво. Тем не менее, мышление практически не отличается от нормативных показателей.

Что делать: не торопить ребенка, давать ему больше времени на осознание предмета обсуждения и формулирование высказывания. Помните, что скорость ответов совсем не обязательно пропорциональна уровню развития интеллекта.

——————————————————————

Дизартрические нарушения (нарушения подвижности речевых органов). Более серьезный случай. Такие детки плохо различают пространственно-временные отношения, у них снижена работоспособность, интеллектуальные процессы протекают более медленно. Недостаточный объем словаря. Часто возникают отклонения в формировании умения передавать эмоции и воспринимать их. Могут появиться личностные проблемы. Все это негативно влияет на интеллектуальное развитие.

Что делать: Работа в данном случае должна проводиться в тесном взаимодействии с воспитателями, психологом и логопедом. Стоит обратить внимание на то, что ребенок часто не может последовательно излагать события, и, по мере необходимости, корректировать его. «Что было сначала, что потом?». Работаем над обогащением эмоциональной лексики ребенка.

——————————————————————-

Общее недоразвитие речи (нарушены все стороны речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, грамматические конструкции, слоговая структура и связная речь). В этом случае ребенок может плохо классифицировать предметы по форме, цвету, величине,… Не может выделить существенные признаки, часто соскальзывает на случайные, незначимые. Плохо понимает и запоминает инструкции. Ослаблена способность к символизации, логическому мышлению. Речь для таких деток не является средством познания окружающего мира, и, значит, им свойственна некоторая интеллектуальная пассивность.

Что делать: Помнить, что при успешной компенсации недоразвития речи обязательно будет прогресс и в интеллектуальной сфере. Необходима совместная работа с логопедом и психологом. Одаренность таких детей часто развивается в областях, не связанных с речью напрямую. Главное – не просто решить речевые проблемы, но и поддержать малыша психологически.

Возникли вопросы? – Будем рады на них ответить!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Одаренность и нарушения развития речи — вещи несовместимые?: 5 комментариев

  1. Нина

    Татьяна Лимановна, спасибо за статью!
    У нас другая проблема. Мой 6-летний сын заикается. Он явно очень способный мальчик (мнение работающих с ним педагогов), постоянно читает. Особенно увлечен космосом — перечитали уже кучу энциклопедий на эту тему. Вопрос такой: мы записаны в очень хорошую школу. Там действительно отлично работают с детьми, но программа сложная и нагрузки довольно велики. Психоневролог, с которым мы работаем, не советует туда поступать. Мол, пока мы не избавились от заикания, это может быть очень серьезный стресс для Павлика. Я не знаю, что делать. С одной стороны, обидно упускать возможность попасть в хорошую школу. Тем более сыну там очень нравится (ходит на подготовительные курсы и на экскурсии). Правда, на курсах почти не говорит (стесняется?), задания выполняет письменно. С другой стороны, не хочется подвергать ребенка чрезмерной нагрузке — учитывая заикание, это может на нем плохо сказаться. Но и способности развивать надо!!!
    Может быть, вы сможете что-то посоветовать?

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Нина, Ваш вопрос действительно сложный. В Вашем случае, многое зависит от тяжести заикания, поэтому к мнению психоневролога, который с Вами работает, обязательно надо прислушаться. Но мнения любого специалиста субъективны. Поэтому, Вам надо внимательно понаблюдать за поведением ребёнка на подготовительных курсах и экскурсиях. Общается ли он с другими детьми. Как они к нему относятся. Выяснить стесняется он или нет? При заикании наиболее опасны эмоциональные стрессы. Поговорите с учителем, набирающем класс ( но лучше не говорите сразу о конкретных проблемах) просто поинтересуйтесь насколько сложная гуманитарная программа и какие требования при ответах. Ещё лучше поговорите с родителями нынешних учащихся. Если учитель предпочитает быстрые ответы и не ждёт отстающих — это не Ваш класс. Помните, что в сильных школах дети в классах часто сильно замотивированы на оценки и это может стать проблемой.
      Присмотритесь к сыну, замыкается ли он при неудачной попытке высказывания, усиливаются ли судороги.
      В Вашем случае стресс может возникнуть и в обычной школе.
      Конечно , чем позднее Вы пойдёте в школу, тем более будет скомпенсировано заикание. Интеллектуальное развитие при заикании обычно не страдает. Но сильные нагрузки надо компенсировать физическими упражнениями и эмоциональной разгрузкой ( например работой с глиной)
      К сожалению, какое-бы решение Вы не приняли, сомнения в его правильности будут появляться и не раз. Но Вам действительно надо приложить больше усилий в выборе школы, чем большинству других родителей.

      1. Нина

        Татьяна Лимановна, спасибо огромное! Вы так здорово все по полочкам разложили. Обязательно воспользуюсь вашими советами. А то я уж совсем испереживалась и не знала что предпринять.

  2. Ирина

    Огромное спасибо за статью. У нас очень странная ситуация: сначала логопед ставила дизартрию (в 3 года), поскольку мальчик говорил, но на непонятном никому языке, заменял т на к, переставлял слоги. Но потом она сняла диагноз, поскольку словарь и связная речь были на уровне. Сейчас стоит фнр под вопросом, официально ставит норму, поскольку нет звуков р и л, и не автоматизированные ш и ж, все остальное чистое. Словарь большой, грамматика в пределах возрастной нормы, ему 4,5 года.
    При этом он очень выразительно читает стихи любой сложности и доооолго сочиняет истории.

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Ваша ситуация совсем не странная. Дизартрия — это проблемы речи при нарушении подвижности артикуляционного аппарата. Вполне возможно, что в 3 года мышцы были в тонусе и такой диагноз был поставлен, в дальнейшем всё нормализовалось и диагноз сняли. До 5 лет ребёнок имеет право не говорить Р, Л, Ш и Ж, поэтому ставится диагноз физиологическая дислалия (это норма) Но после 5 лет, если этих звуков нет, это ФНР (дислалия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.