Одаренность: попытка определения и собственные наблюдения

одаренностьНе так давно мы беседовали с моим 6-летним сынишкой о том, каким он хочет быть, когда вырастет. «Мам, мне, главное, умным стать. Как ты думаешь, — получится?» Я не смогла сдержать улыбки: «Конечно, получится, любимый. Ты и сейчас очень умный, очень сообразительный мальчик». А про себя я хмыкнула и подумала, что яблочко от яблони действительно падает не слишком далеко. Когда родился Макс, у меня было 3 желания: чтобы мой ребенок был здоров, счастлив и, вы, наверное, догадались, умен необыкновенно )) Постучу по дереву, пока, похоже, добрый ангел взял на себя задачу эти желания выполнять. 

Итак, начнем, как водится, не с конца, а самого что ни на есть начала. Что такое одаренность и чем она обусловлена?

Интеллект, мотивация и креативность

Интеллект, мотивация и креативность

Забавно, что в научных кругах до сих пор нет никакой определенности по этому поводу. Некоторые товарищи даже призывают отказаться от термина «одаренность», а вместо него использовать кучку неких «специфических способностей». Одни считают, что одаренность связана с высоким интеллектом. Мол, показал ребенок в тесте IQ 145 баллов – значит, автоматически считаем его одаренным. Проблема в том, что среди таких детей далеко не все достигают в жизни хоть сколько-нибудь значимых успехов. А с другой стороны, дети с более низким IQ в будущем вполне способны «выстрелить» и продемонстрировать высочайшие достижения. Получается, что уровень интеллекта далеко не единственный показатель одаренности и успешности.

Мне куда больше импонирует модель одаренности, предложенная Джозефом Рензулли, согласно которой одаренность – это совокупность достаточно высокого интеллекта, мотивации и креативности. В действительности, мотивация может значить куда больше, чем самые высокие показатели по тестам.

Одно время я работала под началом замечательного психолога Виктории Юркевич. К ней довольно часто приводят детей на консультацию. И вот типичная ситуация. Сначала Юркевич видит 6-летнюю девочку, которая научилась читать в 2.5 года, а в 3 умела считать до 20 (кстати, почему-то именно девочки чаще мальчишек могут похвастаться подобными достижениями). Девочка, очевидно, очень умненькая, разумно и совсем по-взрослому отвечает на вопросы. Мама с той же очевидностью ждет признания талантов своего ребенка и подтверждения ее одаренности. А Юркевич эту одаренность не видит. Ну, нет в ней «искры божьей». А потом приводят мальчишку того же возраста, который и читает кое-как, и, с точки зрения воспитателей в детском саду, особыми достижениями похвастаться не может. Но когда Юркевич предлагает ему подумать над какой-то задачкой, глаза его вспыхивают, мальчишка собирается и с энтузиазмом погружается в умственную деятельность. Решает не только задачку, но и, попутно, составляет похожую. А потом спрашивает: «А еще у вас такие задачки есть?». Вот эта способность концентрации внимания на определенной задаче и даже одержимость каким-то делом (кстати, она может не порадовать, а испугать родителей) и является зачастую куда более верным показателем одаренности, чем результаты тестов.

Года полтора назад у моего Макса появилась страстная любовь к числам и стремление понять их свойства. Ребенок буквально бомбардировал меня вопросами, а делится ли 261 на 3 или нет, а все ли числа можно поделить точно пополам и почему, если взять пять раз по три, получается то же самое, что три раза по пять. Вполне самостоятельно Максюха придумал определение для отрицательных чисел и крайне быстро научился производить с ними самые разные действия. Причем, по собственному почину. Я ему помогаю собираться в садик, а он так задумчиво на меня смотрит и спрашивает: «Мам, а правильно, что если к минус 15 прибавить 3, то будет минус 12?».

Ну, вот, попыталась понять, что же такое одаренность, а вместо этого, в который раз похвасталась своим ребенком 🙂 Обещаю, в следующий раз быть много сдержаннее и написать о том, можно ли развить способности и одаренность ребенка в раннем возрасте. Мнений на этот счет, как всегда множество 🙂 До встречи!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.