Осторожно, похвала! Техника безопасности

похвала3Один из наиболее часто встречающихся вопросов, с которым обращаются в психологическую консультацию: «Что нам делать? Как влиять на ребенка?» В сущности, пап и мам интересует, как можно поощрять и как наказывать детей. Именно эти два средства чаще всего используются в воспитании родителями и педагогами.

Как ни странно, проблема поощрения, его интенсивность, эмоциональность, частота, обоснованность и т.д., намного сложнее и многообразнее, чем проблема наказания. Не отрицая значимости наказания, хочется отметить, что репертуар возможных репрессивных мер невелик. Исчерпав его, мы оказываемся без инструментов влияния на ребенка. Кроме того, ребенок довольно быстро перестает реагировать на частые наказания или замечания, он как будто не слышит взрослого. Уже в дошкольном возрасте дети быстро понимают, что нужно просто переждать вспышку родительского негодования.

Однажды отец растеряно рассказывал психологу, как обиделся на него пятилетний сын, стоило ему вступиться за мальчика перед рассерженной мамой. Малыш покорно дослушал мамину нотацию, а потом подошел к отцу и сказал: «Папа, она же уже заканчивала, я почти дождался. А после тебя она все начала с начала».

Дети часто забывают или не понимают, за что их ругают. Это связано с тем, что психика человека вырабатывает защитные реакции на стрессовые или неблагоприятные обстоятельства, ярким примером которых и служит наказание. Плохое не задерживается в памяти, вытесняется. А вот позитивная информация сохраняется надолго. Ребенку хочется еще раз услышать хорошие, добрые слова о себе. А значит, он будет пытаться повторить поступок, который их спровоцировал.

Иными словами, похвала чаще оказывается более эффективным способом воздействия на ребенка, чем наказание. Именно поэтому тема нашей беседы – поощрение детей.

похвала4Для ребенка (как и для любого другого человека) оценка его поступков родителями, близкими и значимыми людьми, является индикатором правильности поведения, критерием достижений, показателем их собственной ценности для других, а значит, и для него самого. Поступок или качество, незамеченное взрослым, перестает иметь ценность для ребенка, исчезает из репертуара его поведения.

Психологи часто советуют родителям не замечать употребление ребенком бранных и неприличных слов. Если у взрослого хватает выдержки на одну-две недели, такая проблема исчезает сама собой. Малыш не видит ожидаемой им реакции, и ругаться становится неинтересно. Наоборот, если взрослые сердятся, смеются или смущаются, т.е. дают какую-то обратную связь, эмоциональную реакцию, дети могут еще долго с удовольствием произносить «плохие» слова, эпатируя окружающих.

Сходная реакция наблюдается у ребенка, когда не замечают его положительные черты. Например, если взрослый игнорирует одаренность ребенка, малыш воспринимает это как скрытую форму отрицания своей уникальности и старается не выделяться, прятать свои способности, что приводит к затуханию одаренности, а в некоторых случаях – и к эмоциональным срывам.
Таких примеров можно приводить множество. Все они говорят о том, что дети смотрятся в нас, как в зеркало, которое отражает их и формирует, как личность.

Однако поощрение очень острое орудие и последствия его применения далеко не однозначны. Оно может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности или провоцируя эмоциональное напряжение и внутренние конфликты.

Как же сделать так, чтобы поощрение шло на пользу нашим детям и помогало нам, взрослым, их воспитывать?
Прежде всего необходимо понять, за что хвалить ребенка.

похвала2Одним из важнейших правил является учет индивидуальных особенностей ребенка: в зависимости от характера малыша, типа нервной системы, уровня развития, привычных моделей общения со взрослыми и множества других нюансов, характеризующих его личность, необходимо выбрать соответствующий подход. Для одного ребенка достаточно улыбки родителя, его одобряющего взгляда, а другому нужны более явные проявления поддержки.

Похвалу можно использовать как средство развития тех черт характера, которые вы хотели бы видеть в ребенке и которые даются ему с трудом. Для этого необходимо отмечать и положительно реагировать на каждое их проявление, не забывая при этом учитывать особенности личности ребенка.

Так тревожные, неуверенные в себе дети нуждаются в поощрении самостоятельных решений и поступков. Детей с трудностями в обучении необходимо хвалить даже за самые незначительные достижения в познавательной сфере. Гиперактивный ребенок заслуживает поощрение после 10 – 15 минут сосредоточенности на занятии. Практически единственным способом воздействия на негативно демонстративного ребенка является поощрение доброжелательного, неконфликтного поведения и игнорирование плохих поступков.

Иногда приходится поощрять самые необычные поступки.

В детский сад пришел одаренный четырехлетний мальчик. Он очень остро реагировал на нарушения дисциплины, ребяческие потасовки, несправедливость в распределении игрушек и другие, обычные для детского коллектива, события. Для малышей с таким типом характерна большая эмоциональность, чувствительность к нравственным и социальным нормам. А ситуация перехода от домашнего «правильного» поведения к групповому «жесткому» стилю взаимодействия больно ранит. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, почувствовать себя комфортно среди сверстников, воспитатели и родители хвалили и поощряли мальчика, если они баловался, шумно играл, отбирал свои, взятые без спроса другими детьми, игрушки. Через пару месяцев малыш стал лидером в группе, с ним хотели играть большинство детей, он с удовольствием ходил в детский сад. При этом он не сделался хулиганом, а лишь стал более раскрепощенным, уверенным в себе, полноценным членом детского сообщества.

У каждого типа личности существенен свой предмет для поощрения. Хвалите ребенка, когда он добивается пусть маленькой, но победы над своими слабостями и не замечайте, если сегодня ему это не удалось. Ваша поддержка поможет ему строить собственную личность.

Еще одно условие эффективного воспитания с помощью поощрения –
последовательность.

похвала1Для соблюдения этого условия самому взрослому необходимо иметь четкие представления о том, что он хочет воспитать в своем ребенке, какие качества он считает ценными в людях, какие поступки ему нравятся. Если родители, главные носители культурных норм, поощряют или не замечают сегодня то, за что завтра будут ругать, ребенок теряет нравственные и поведенческие ориентиры, чувство стабильности, вследствие чего развивается тревожность, неуверенность в себе.

Бывают случаи, когда непоследовательность родителей приводит к внутреннему конфликту, эмоциональному срыву и нарушению детско-родительских отношений.

Однажды мама привела в старшую группу заплаканного сына. Сама она была очень смущена, оставила ребенка в раздевалке и ушла, хотя обычно любила поговорить с воспитателями. Мальчик, прежде веселый и улыбчивый, в этот день не сказал ни слова. Оказалось, что с утра по дороге в детский сад он как всегда прыгал по лужам. Раньше у мамы это вызывало снисходительную улыбку, сегодня же его первый раз в жизни отшлепали. Ребенок был совершенно потерян, и потребовалось несколько часов терпеливых объяснений, объятий и укачиваний, чтобы вывести его из эмоционального шока. Вечером мама сама зашла к психологу посоветоваться. Она рассказала, что утром сын не только скакал по лужам, но и обрызгал нескольких прохожих. Тут мамино терпение лопнуло, и она несколько раз шлепнула его. Этот поступок удивил и расстроил не только мальчика, но и маму. Она не ожидала от себя такой реакции. Ведь обычно на рекомендации психолога и воспитателей быть более требовательной по отношению к ребенку, она ссылалась на принципы свободно воспитания, необходимость самореализации ребенка, творческого развития личности. В семье мальчику позволяли почти все и только умилялись его выходкам. Хотя мама и сын получили необходимую поддержку и помощь, отношения их были надолго нарушены, и потребовалось время, чтобы восстановить доверие ребенка к матери. Именно непоследовательность явилось в данном случае причиной столь сильной эмоциональной реакции.

Последовательная поддержка правильных, нравственных поступков ребенка обоими родителями, единство в их требованиях и ожиданиях являются залогом эмоциональной стабильности, личностного благополучия, гармоничного нравственного развития ребенка.

Заканчивая разговор о содержании поощрения, хочется еще раз напомнить о том, поддержка ребенка очень важна для воспитания и построения взаимоотношений между взрослыми и детьми. Поощрение зачастую оказывается более действенным средством воспитания ребенка, чем наказание. Именно грамотная поддержка поможет малышу вырасти гармоничным, нравственным и успешным человеком.

В следующей статье мы продолжим разговор о том, за что нужно хвалить ребенка и задумаемся о том, всегда ли правильно мы используем это средство воспитания.

Н.С.Денисенкова,
кандидат психологических наук, доцент
кафедры социальной психологии развития
МГППУ

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.