Отличные задачки для детей на множества и их пересечения

Вы когда-нибудь спрашивали 5-летнего ребенка, кого на свете больше – женщин или людей? Ответы можно услышать весьма любопытные:)

Вопрос относится к задачам на множества и их пересечения. Звучит мудрено, а на самом деле, очень полезно для развития мышления. И интересно.

Мы недавно с Максом (7 лет) обсудили серию таких задачек. Получилось замечательно. Делюсь.

Начать можно с двух множеств. Очевидно, что отношения между ними может быть только три: они могут не пересекаться, могут пересекаться и одно может быть вложено в другое.

Множества4

Вот, к примеру, 5 картинок – кукла, мячик, корабль, машина и самолет. А еще 2 круга – из веревочек, бумаги или проволоки.

1 задание: разложи-ка, дружок, в один круг карточки с игрушками, в другой – с транспортом.

Нет проблем, понятно.

2 задание: в первый круг надо положить все голубые предметы, в другой – транспорт. Вот результат: два пересекающиеся множества, голубая машина лежит в пересечении.

Множества5

3 задание: Положи в первый круг все неживое, во второй – транспорт. Макс опять выкладывает пересекающиеся круги.

Множества6

Обращаю его внимание на то, что внешняя часть одного круга остается пустой – и, значит, весь круг можно вложить в другой. Получаются вложенные множества.

Множества7

Понятно? – ага!

Очень многие родители и педагоги заранее рисуют или выкладывают для ребенка правильное расположение кругов – скажем, пересекающихся. На мой взгляд, куда интереснее (и полезнее), если ребенок сам должен будет догадаться, каково отношение между множествами – будут ли они пересекаться или нет, а, может быть, одно будет вложено в другое.

А теперь более серьезная задача: а что будет с тремя множествами? Во-первых, как они могут располагаться друг относительно друга. Вопрос интересный: случаев получается довольно много. Макс всерьез озадачился и начал рисовать.

Вы сумеете найти ВСЕ оставшиеся случаи?:)

Множества3

Отдельная задачка – доказать, что две нарисованные схемы разные. Или одинаковые. Макс, к примеру, предлагал нарисовать один круг поменьше – тогда, говорит, по-другому получится. После некоторых размышлений передумал.

Затем к каждой схеме Макс сочинил свою задачку. В некоторых случаях пришлось серьезно напрячь мозги.

А потом случилось то, ради чего, собственно, я и занимаюсь с собственным ребенком и другими детками. У сына загорелись глаза, он нарисовал вот такую штуку и сказал: «Мам, а давай я задачку к этой схеме придумаю!»

Множества1

Схема, нарисованная Максом

Вот он, момент, когда ребенку стало интересно и он что-то хочет сделать и исследовать САМ!

— Давай! – несколько скептически отреагировала я, схема то сложная. А он взял и придумал!

Множества2

Вот что придумал Макс

Меня распирало чувство гордости. Подозреваю, сравнимое по силе с восторгом Макса, когда он изобретал свое решение:)

В качестве бонуса задачки на множества от Жени Кац.

Придумай хотя бы по одному животному для каждой области. Задачка заставляет напрячь мозги, правда?

Множества8

И еще одна:

Множества9

И еще:)

Множества10

Все задачки решили?:)

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Отличные задачки для детей на множества и их пересечения: 10 комментариев

  1. Андрей

    Скажите ребенку о том, что «всеядные динозавры» должны быть включены в «животные», чтобы понимал, что сложные задачи быстро не решаются. Или я что-то путаю?)

    1. Андрей

      Ну или не так, прошу прощения: предложите сыну найти ошибку. Так правильнее.

    2. Ирина Рогожкина

      Он имел в виду животных, которые поныне здравствуют. А динозавры — они уже вымерли. Так что логической ошибки, вроде, нет. Я сначала сама придралась:))))

      1. Андрей

        Любопытно, целая кладезь знаний для детского психолога из одной придуманной ребёнком задачки:
        1. Слово «животное» слишком близко в ассоциативном ряду со словом «живые», чтобы относить туда вымершие виды
        2. Вид питательной деятельности — это личный выбор любого живого существа [к тому, что все люди всеядны по определению]
        3. И, конечно, — люди к животным не относятся)) Но, думаю, старина Сигизмунд Яковлевич справедливо считал это мнение приобретённым, указывая на то, что маленькие дети не отделяют себя от животного мира.
        Порой нам есть чему поучиться у молодых созданий по части свободного ассоциирования.

        1. Ирина Рогожкина

          Это точно:) Вообще, если ребенок не стесняется при взрослом свои размышления озвучивать, то это просто кайф — можно просто кучу занимательных вещей услышать:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.