Первоклассники и кривые строчки: как помочь ребенку

дисграфияСегодня наш эксперт Куприянова Татьяна Лимановна расскажет о том, как научить ребенка писать правильно. Как справиться с проблемой кривых строк, зеркальных букв и путаницы в письме.

Начался новый учебный год, и первоклассники радостно устремились в школу (по крайней мере, хочется верить в то, что радостно :)). Первые учебники, первые тетрадки, первые прописи. И тут у некоторых детей возникают трудности. Они не могут писать ровно, по линейке, буквы скачут и прыгают. Прописные В и Д, Е и З путаются или зеркалятся. Посмотрев на свои записи, ребенок может по-настоящему удивиться: «Как это я так мог написать?».

Все это – проявления оптической дисграфии (нарушение письменно речи). Которую, как и любой недуг, проще предотвратить, чем потом лечить. А сделать это очень просто. Вот задания, которые точно помогут.

Скопируй изображение. Рисуем на клеточкой бумаге дорожку или фигуру и просим ребенка ее скопировать.

Screen Shot 2014-09-16 at 4.34.55 PM

Нарисуй зеркальное отражение. Рисуем слева или справа от вертикальной прямой половину изображения и просим ребенка его дополнить.

симметрия

Ориентируемся в пространстве. Попросите ребенка нарисовать что-то в заданном месте листа бумаги. Например, пчелу в верхнем левом углу, лягушку в центре и т.д. На улице поговорите о предметах, которые попадаются вам на пути. Где они находятся? – справа, слева, вверху, внизу,…?  Можно передвигать картинку или игрушку по листу бумаги и спрашивать, где она сейчас находится.

В действительности, придумать полезные игры и упражнения не сложно. Основная идея заключается в том, чтобы научить ребенка соотносить то, что он делает, с тем или иным положением в пространстве, выработать умение действовать по образцу и контролировать движения своей руки.

Интересно, что в этом смысле очень полезным является обучение программированию. Да-да, как это ни странно. Только программирование должно быть наглядным и помогающим отточить умение ориентироваться в пространстве.

Прекрасным примером является разработанная у нас в России система Пиктомир, в которой ребята управляют виртуальным роботом. Чтобы помочь роботу отремонтировать покрытие космодромов, дети должны понять, в какую сторону и на сколько клеток необходимо его сдвинуть. Понятно, что при составлении соответствующей программы отлично развивается не только логическое, но и пространственное мышление.

prog6

Одно их заданий в Пиктомире. Робот должен закрасить зеленые клетки

Мы с Татьяной Лимановной очень рекомендуем:) Познакомиться с курсом программирования для дошколят можно здесь.

PS: Есть вопросы по развитию речи дошкольников и младших школьников? – Пишите! Будем рады помочь.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Первоклассники и кривые строчки: как помочь ребенку: 6 комментариев

  1. Маня

    Спасибо! Как всегда, очень полезно. Но я слышала, что зеркальное написание букв считается до определенного возраста нормальным явлением. Разве это не так?

  2. VikVik

    Вот уж никогда бы не додумалась до связи программирования с правильным письмом) Вы уверены?)

  3. Татьяна

    Уважаемая Татьяна Лимановна! В этом году сын будет поступать в школу для одаренных детей. Все данные у него к это у есть. Но речь у него пока не очень внятная, он шепелявит, не произносит р. Могут ли ребенка не принять в школу для одаренных из-за проблем с речью?
    PS: мы занимаемся с логопедом, но я не уверена, что получится решить все проблемы до школы.

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      Татьяна, нет прямой зависимости между произношением и одарённостью. Одарённым может быть и ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи. Иногда, если в школу зачисляют после собеседования учителя могут перестраховаться и тогда возникают сложности. Лучше исправить речь до начала занятий. А ещё лучше до того, как ребёнок начнёт читать. Когда мы читаем, даже про себя, наши органы артикуляции принимают определённые позиции. Если ребёнок путает в произношении звуки Р и Л или не произносит какие-либо звуки, он может путать буквы на письме или при чтении. Изучение нескольких языков тоже становится трудным. Поговорите с логопедом о прогнозах коррекции речи и существующих проблемах. Возможно Вам надо заниматься больше или тщательнее выполнять задания логопеда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.