Стоит ли обучать детей писать от руки?

письмоСкажите, когда вы последний раз писали что-либо от руки? (подпись в документах не считается). Сложно припомнить? Ушла культура написания писем – длинных, продуманных, необыкновенно красивых. Люди не пишут, а печатают (а самые продвинутые наговаривают текст умному устройству). Неудивительно, что возникает вопрос – а стоит ли вообще учить детей писать. Зачем тратить столько времени на «постановку» руки и выработку хорошего почерка? Зачем писать от руки сочинения и диктанты? Разве потом в жизни это кому-нибудь понадобится?

Во многих странах сейчас ведутся дебаты, не стоит ли исключить из школьной программы уроки по чистописанию. Предлагаю вашему вниманию интервью с известным английским специалистом по обучению чтению и письму доктором Ричардом Джентри.

Важен ли сегодня навык письма для детей? Почему?

Написание текстов от руки имеет огромное значение для детского развития. К примеру, MRT-исследования (сканирование мозга) подтвердили, что навык письма помогает детям научиться читать и ПОНИМАТЬ тексты. Печать текстов на клавиатуре не имеет такого эффекта.

В настоящее время дети предпочитают использовать для общения самые разные виды текстовых сообщений – в чатах, смс, e-mail. Оказывает ли это негативное влияние на их развитие?

Я не думаю, что есть какие-либо негативные эффекты. Смс-ки и электронная почта – это всего лишь новые инструменты для переписки. В большинстве случаев электронные сообщения более удобны, чем написанные от руки. Главное, чтобы их использование не мешало становлению навыка ручного написания текстов.

В некоторых школах США обсуждается идея отказа от обучения детей навыку ручного письма. Как вы к этому относитесь?

Я ни в коем случае не советовал бы следовать этому американскому тренду. Причины, по которым письмо от руки не популярно сейчас в США, крайне просты. Этот навык не проверяется государственными тестами. А во многих школах обучение направлено именно на подготовку к тестам. Поэтому выделяется все меньше средств на учебники по орфографии и правописанию. Поэтому все меньше времени тратится на обучение навыку ручного письма. К счастью, в Великобритании пока склоняются к тому, что навык написания текстов от руки должен являться обязательным для любого образованного человека.

Давайте представим, что мы перенеслись на 100 лет вперед. Как вы думаете, сохранится ли еще ручное письмо? Не станут ли письменные тексты чем-то вроде отголосков Средневековья?

Я не знаю, что случится с навыком ручного письма, но хотелось бы верить, что американцы к тому времени все еще смогут прочесть Декларацию независимости, которую Джефферсон написал от руки. Мне бы хотелось думать, что люди будут отправлять благодарственную записку, написанную от руки, а не напечатанную на компьютере, и смогут прочитать рецепт своей старой бабушки. Письменные тексты делают нас более человечными.

——————————————————————————————————

Я, если честно, осталась неудовлетворенной этим интервью. Причин, по которым детям действительно стоит учиться писать, доктор Джентри маловато привел. Такое ощущение, что процесс письма ему самому кажется неким искусством, которое отличает образованных людей от необразованных, и просто людей от животных 🙂

Наши специалисты куда более категоричны в своих высказываниях. Вот, к примеру, доводы кандидата психологических наук Ларисы Дрыгваль. Итак, почему ребенка все-таки стоит обучать навыку письма:

  • Во время письма развивается мелкая моторика, которая, как известно, влияет на работу мозга. Ручное письмо развивает теменную долю головного мозга.
  • Тренировка в чистописании является хорошим психотерапевтическим инструментом, который позволяет научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности.
  • Когда человек пишет от руки, его мозг получает ответную реакцию на задействованные моторные функции, вместе с ощущением от прикосновения к карандашу и бумаге. Такой вид обратной связи значительно отличается от реакции на прикосновение и печатание на клавиатуре.

А у вас какие мысли по поводу обучения детей письму? Мне вот кажется, что навык ручного письма уйдет-таки в небытие. Просто потому, что совершенно потеряет актуальность. А моторику, и умение управлять собой будут развивать другими способами. Или я не права? Чувствую, что ожидают меня негативные комментарии 🙂 Поэтому заранее хочу сказать, что я не ратую за исчезновение ручного письма. Просто констатирую факт (который, кстати, вызывает у меня легкую грусть). Письмо может исчезнуть. А обучение ему будет чем-то вроде изучения мертвых языков.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Стоит ли обучать детей писать от руки?: 12 комментариев

  1. Larissa

    Мне тоже кажется, что лет через -дцать обучать курсивному письму уже не будут. Может быть только печатные буквы будут дети рисовать. Это и не хорошо, и не плохо. Просто мир меняется.

  2. Наташа Аистова

    математику и физику тоже сокращают на том основании, что они в жизни не понадобятся. Мне этот тренд совсем не нравится.

  3. Андрей

    Может быть внимания меньше будут уделять, но врядли совсем письмо от руки исчезнет. Технологии еще не столь далеко ушли, таскать с собой принтер, чтобы иметь возможность оставить элементарную записку никто не будет ). А так да, раньше Почта России зарабатывала на письмах, их были миллионы. Сейчас в письмах отправляют лишь документы, потому что пока еще нужно заверение настоящими печатями. Но документы эти сделаны на компьютере.
    Зато лет через 20 красиво написанное на прибрежном песке признание в любви будет иметь ещё большую ценность.

  4. Куприянова Татьяна Лимановна

    Обучение детей письму имеет очень важное значение. Дело не в умении организовываться и не в мелкой моторике, которые могут развиваться другими методами. Но вот графомоторная память просто необходима человеку, а развивается она письмом. Многие знают, что если написать от-руки ответы на вопросы экзамена или теста, да ещё проговаривая их вслух, то скорее всего этот ответ вспомнится на экзамене. Почему сейчас у детей так плохо с грамотностью, потому что они мало пишут. У взрослых людей количество ошибок меньше, хотя они не помнят правил. Но я хочу сказать о детях, имеющих сложные логопедические проблемы. Для ни написание букв ,иногда, является основой коррекции, а писать печатными буквами от-руки гораздо дольше. А ещё эти разговоры напоминают мне идею японцев — перейти от письменного счёта к калькулятору (это быстрее и удобнее). Однако скоро они от этой идеи отошли и сейчас вернулись к старым урокам математики.

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Татьяна Лимановна, здорово! Вот вы меня сумели убедить в отличие от товарищей, чьи доводы приведены в статье. Про графомоторную память я не подумала — а ведь это действительно правда! Я сама, готовясь к экзаменам, или к выступлению, непременно главные тезисы записываю. От руки.

      1. Куприянова Татьяна Лимановна

        А теперь представьте, если бы Вы писали тезисы печатными буквами.

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Представила:) Вы меня забили (в хорошем смысле:)) аргументами

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Ты в школе пишешь или по собственному почину?:)

  5. Елена

    Полностью поддерживаю Татьяну Лимановну. И еще: «ручное» письмо — это психотерапия. К тому же по почерку многое можно о человеке сказать, даже без графолога. И, по моему небольшому опыту работы в школе, ребенок с плохим почерком (сужу по старшим классам) имеет проблемы с обучаемостью; хороший почерк — это еще не гарантия успеха, но плохой — чаще всего неуспех, при неорганизованном и неглубоком мышлении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.