Плохая память: как выучить стихотворение с ребенком

стихВопрос: Дочке 4.5 года. Проблема в том, что нам совершенно не удается учить наизусть стихи. Каждый утренник становится расстройством. Не знаю, к кому обратиться…

На вопрос отвечает наш эксперт Куприянова Татьяна Лимановна.

Развитием памяти занимаются психологи. Вам обязательно нужно поговорить с  психологом в детском саду или в консультационном центре.

А пока постарайтесь понять, с чем связана проблема. Почему у ребенка плохая память?

Память бывает зрительная, слуховая или моторная. Какой вид памяти не развит у Вашего ребенка? Запоминает ли ребёнок длинные и сложные инструкции? Пересказывает ли сказки? Возможно, Ваша дочка не чувствует рифму, поэтому ей сложно запомнить именно стихи.

Ребёнок не чувствует рифму. Что делать?

  • Отстукиваем ритмы и просим ребёнка их повторить (начинать нужно с самых простых «длинный-короткий-короткий» и т.п.)
  • Предлагаем малышу придумать слова с одинаковыми «хвостиками». Говорим: ПОДУШКА, ребёнок отвечает ЛЯГУШКА, ВАТРУШКА и т.д.
  • Читаем коротенькие стихи, а ребёнок договаривает последнее слово («Осенью был листопад, листья жёлтые …», «Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты …»).

Ребёнок плохо запоминает текст и инструкции (плохо развита слуховая память). Что делать?

  • Заучивая стихи, опираемся на зрительные и моторные стимулы. Во время чтения стихотворения показываем ребенку подходящие картинки (потом малыш будет представлять их мысленно) или совершаем определенные движения (загибаем пальцы, жестикулируем, выполняем соответствующие сюжету движения,…). Все это сделает звучание стихотворения более эмоциональным. Если малыш забудет слово, то выученные движения помогут ему его вспомнить.
  • Увеличиваем количество удерживаемых в памяти слов. Для этого просим ребёнка повторять удлиняющиеся фразы.

— я иду

— я иду по улице

— я иду по длинной улице

— я быстро иду по длинной улице

— я быстро иду по длинной просторной улице

И так далее.

Если у ребенка есть проблемы и со слуховой, и с моторной, и со зрительной памятью, необходимо работать сразу в нескольких направлениях, развивая память комплексно. Проконсультируйтесь с психологом – он поможет подобрать нужные пособия и методики, благо сейчас их великое множество и в интернете, и в магазинах.

Есть вопросы? — будем рады помочь!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Плохая память: как выучить стихотворение с ребенком: 5 комментариев

  1. Алина

    У нас тоже проблема со стихами, но не связанная с памятью. Саня (5 лет) замечательно все запоминает. Но говорит неразборчиво, шепелявит. В результате сильно стесняется. И когда выступает не дома, а в садике, зажимается и не может самостоятельно сказать ничего. Воспитателям приходится подсказывать каждую строчку. После этого расстраивается еще больше. Получается заколдованней круг(((((

    1. Куприянова Татьяна Лимановна

      К сожалению, нарушение звукопроизношения часто является не только логопедической проблемой, но и психологической. Привыкнув к тому, что он не может рассказать стих, не может внятно его рассказать, ребёнок даже исправив речь, будет стесняться выступать. Вам обязательно надо заниматься с логопедом. 5 лет — это возраст, когда занятия с логопедом обязательны. Логопед поможет не только исправить звуки, но и вселит в ребёнка уверенность в своих силах. Поговорите с воспитателем, если ребёнок не говорит Ш , постарайтесь найти стих где нет этого звука, измените слова в стихах, если не можете сами обратитесь к логопеду в садике, или пишите к нам на сайт. Педагоги детского сада, видя Вашу заинтересованность, всегда пойдут навстречу. Постарайтесь объяснить ребёнку, что вся его «шепелявость» временная, и все это понимают, его поддерживают, а участвовать в праздниках весело. Если он расскажет стих громко, не торопясь и без ошибок, его неправильные звуки не помешают, а потом, когда он исправит звуки, стихи зазвучат ещё лучше.

  2. Марина

    Очень хороший способ запоминания — мнемотехника (в интернете вы найдете очень подробные описания). Принцип: ребенок делает рисунки (вместо слов) в той последовательности, как в стихотворении.
    Можно нарисовать не только слова-предметы, но и слова-действия (сверкает-лучики, смеётся-улыбку, гладит-утюг …), некоторые слова-признаки (если это цвет, форма, настроение…).
    Главное, чтобы ребенок сам рисовал, и это может быть понятно только ему. А далее по картинкам ребёнок воспроизводит текст. На следующем этапе несколько строчек-картинок можно закрыть. И так пока не закрываете весь текст. В школе — ребенок может писать первые слова-подсказки в каждой строчке, потом в абзаце, в конце оставляя слово лишь там, где никак не даётся запомнить и пишет его красными буквами (это уже должно помочь).

    1. Lisa

      Спасибо! Интересная идея. Вроде, и сама знала, а не использовала. Попробуем так учить английские слова)

    2. Ирина

      мнемотаблицы использовала в работе, помогает, но рисовала сама , а не ребенок. попробую еще этот способ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.