Почему у детей возникают проблемы с креативностью

createПрочитала сегодня крайне интересную статью американского профессора Питера Грея о креативности. Вернее, о том, как с ней плохо дела обстоят в современной Америке. Оказывается, начиная с 1984 года творческие способности американских школьников неуклонно падают. Данные (а им, судя по всему, можно верить) показывают, что за последние три десятилетия дети стали менее эмоциональны, менее энергичны и разговорчивы. Они меньше придумывают и фантазируют. У них хуже обстоят дела с чувством юмора и способностью увидеть проблему с разных точек зрения.

Казалось бы, да и ладно — пусть американцы страдают. У нас, вроде, таких исследований не проводили, грустных выводов не делали, можно спать спокойно. А меня не столько результат исследований поразил, сколько попытка найти этому результату объяснение. Профессор Грей объясняет повсеместное падение творческих способностей тем, что современные дети имеют куда меньше свободы, чем их сверстники тридцать лет назад.

Творчество — птица вольная, не любящая непрерывный мониторинг и оценки. В реальной жизни не так много вопросов и проблем с единственным верным ответом и решением. А наши дети (наши, не только американские) обучаются в системе, в которой требуется искать одно-единственное верное решение, они сдают экзамены, где на вопрос нужно выбрать один-единственный верный ответ.

У детей (опять-таки, наших, а не только американских) все меньше и меньше времени на игры, на то, чтобы просто поскучать и самостоятельно скуку преодолеть, на то, чтобы ошибиться и ошибку исправить. А ведь именно эти, казалось бы, простые вещи развивают творческое мышление.

Мне вот очень интересно было бы узнать, а не появились ли проблемы с креативностью и у наших детей. Может быть, у вас есть мнение на этот счет?

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Почему у детей возникают проблемы с креативностью: 5 комментариев

  1. Larissa

    Мне не кажется, что дети стали менее креативными. Просто их деятельность сейчас в других областях сосредоточена. Творчество изменило направленность, стало более техногенным что ли.
    По моим наблюдениям старшее поколение частенько утверждает, что молодежь нынче «не та пошла». А в действительности это связано с тем, что изменились условия жизни — компьютеры, телефоны. планшетники, интернет. Дети в этом варятся с самого детства. Соответственно, меняются и их способы реагирования, их поведение. Нельзя сказать, что это плохо. Это просто данность.

  2. Наташа Аистова

    Я не понимаю этого ажиотажа вокруг креативности! Только о ней вокруг говорят и пишут. Ах, творческие люди, ах как это здорово, ах, как бы креативность развить, вот вам 10 правил. Вам не кажется, что это перебор? Зачем пестовать креативность, когда люди и думать то нормально не умеет (кажется вы когда-то об этом писали))

    1. Андрей

      А что значит думать «нормально»? ) Мне кажется на счёт свободы — правильное наблюдение. Мы в детстве всегда гуляли сами с ключом на шее, ходили где хотели, делали что хотели. Строили всякие домики на деревьях, лазили на свалках за гаражами (там куча всего интересного)), играли в футбол и т.д. Сейчас я вижу как всё поменялось на примере детей своих друзей. Они не могут пойти куда хотят, не могут делать что хотят, их постоянно опекают и ограничивают. Я не знаю как это влияет на креативность, но свободы определённо стало меньше.

      1. Наташа Аистова

        Я не спорю, что свободы стало меньше. Но вы посмотрите на людей. Они даже простейшие инструкции и алгоритмы не могут выполнить. По шагам что-то сделать не умеют. А разговор ведется не об этом, а всегда о креативе. Давайте, мол, его всеми силами развивать будем. Зачем этот креатив нужен, если огромное количество детей и их родителей не умеют четко мыслить?

        1. Ирина Рогожкина Автор записи

          Забавно, что совсем недавно я беседовала с одним умным человеком, и он буквально слово в слово высказал то же мнение. Правда, при этом он добавил, что креативность развивать-таки надо и это хорошо. Но только тогда, когда уже имеется некий базис, сформированное мышление. Умение выполнять инструкции, анализировать ситуацию, находить и исправлять ошибки…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.