Попробуй докажи! Математика с папой

proof1Продолжая затронутую ранее тему дошкольной математики, хочется описать импровизированное математическое занятие, проведенное нашим папой с 5-летним Максом. Чем оно хорошо: несмотря на внешнюю простоту, в нем затрагивалось крайне важное понятие «доказательства». Важное не только для математики, но и вообще в жизни.

«Как ты думаешь, Максимка, сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3?», — вот таким нехитрым вопросом озадачил нашего ребенка супруг. «Сейчас подумаю», — ответил Макс и принялся рисовать на бумаге комбинации цифр. Через какое-то время все числа были составлены. Получилось ровно 6.

Думаете, наш папа на этом успокоился? Вовсе нет! Дальше-то как раз и началось самое интересное.

— А ты уверен, что других чисел нет?
— Гм… Наверное, нет.
— Наверное или точно?
— Мне кажется, точно.
— А если есть?
— Нет!
— А если есть?
— Пап, ты чего меня путаешь? 🙂
— А ты попробуй доказать, что больше нет.
— А как это?

Действительно, как это? В замечательной книге Звонкина «Малыши и математика» приведен чудесный анекдот об ученике одного математика.

«К чему все эти туманные рассуждения?! Ведь вы же дворянин, и я тоже. Дайте мне честное слово, что теорема верна — мне этого вполне достаточно», — заявил он своему наставнику.

Не так ли учат наших детей в школе, и не так ли мы частенько поступаем в жизни? Принимаем на веру те или иные утверждения, полагаясь на авторитеты, или просто из нежелания думать.

Но вернемся к задачке. Удивительно, наш ребенок сумел-таки придумать собственное доказательство. Обычный перебор: если 1 на первом месте, то может получиться два числа — 123 и 132. Если на первом месте — 2, то получится еще два числа. И последние два числа с тройкой впереди. Других вариантов быть не может. И Макс не очень последовательно (но очень важно :)) объяснил почему.

Дошкольных задачек «на доказательство» довольно много. Самые распространенные — вопросы типа «четвертый — лишний» (самолет, пчела, бабочка, гусеница — кто лишний?). Ребенок должен не просто дать ответ, а объяснить его. Кстати, лучше всего, если задачка будет неоднозначной (как в примере, описанном выше), т.е. с несколькими вариантами ответа. Это познакомит малыша с еще одной важной мыслью — оказывается, бывают ситуации, когда не существует единственно правильного решения. Все зависит от угла зрения. К этой идее мы еще обязательно вернемся.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.