Похвала — дело тонкое

похвала1Мы уже писали о том, какое место похвала занимает в воспитании ребенка. Сегодня наш эксперт, психолог Денисенкова Наталья Сергеевна расскажет о том, как именно нужно хвалить детей, какие правила помогут сделать похвалу более эффективной.

Вы когда-нибудь слышали от родителей жалобы: «Не знаю, что с ним делать. Все перепробовали», «Мы уж и ругали, и хвалили ее, а она нас как будто не слышит», «Я не люблю ругать ребенка, стараюсь по-доброму, но сейчас это не помогает». А, может, вы и сами время от времени произносите подобные фразы?

Оказывается, очень важно знать не только, когда хвалить ребенка, но и как это делать. А для этого надо учитывать:

  • Субъективную и объективную значимость поступка ребенка;
  • Индивидуальные особенности детей и родителей;
  • Принятый в семье стиль общения.

похвала2А еще следует помнить о том, что поощрение может выражаться в самых разных формах: в словесной похвале, улыбке или одобрительном жесте, ласке, материальной награде (подарке, деньгах,…), расширении возможностей ребенка (дополнительном времени для компьютера или телевизора, отсрочке сна, большей самостоятельности и т.д.), награде общением (совместная деятельность, прогулка,…).

Неожиданные формы поощрения рекомендуется использовать в ситуации, когда важно подчеркнуть значимость поступка ребенка. При этом совсем необязательно соблюдать «объективность», поступок может быть важен с точки зрения самого ребенка. Например, когда малышу удалось преодолеть свой страх, вредную привычку, лень или неорганизованность. Ведь именно из таких небольших побед складывается личность в целом, формируется уверенность в своих возможностях.

Однажды Федя с гордостью рассказал воспитателю: «Я  сам пришел в сад, мне мама разрешила. Я оделся сам, даже ботинки застегнул и куртку. Мама сказала, что я взрослый и могу теперь сам ходить». Надо отметить, что обычно Федю очень опекали, его свобода всегда была ограничена. Вечером этого дня  мама поделилась с воспитателем своей радостью, Федя проявил большую самостоятельность: раньше всех встал и сам собрался в садик. Для того чтобы поощрить ребенка,  мать позволила ему дойти от калитки до двери сада самому. 

Возможно, для другого малыша такое поведение было бы обычным, но в данном случае мальчик почувствовал себя взрослым, способным на смелые поступки. Ему не стали как обычно рассказывать,  какой он хороший, а доверили настоящее дело.

похвала3Когда мы хвалим детей, они должны ощущать общий положительный эмоциональный настрой взрослых, чувствовать одобрение своих поступков. Поэтому безоценочная похвала, т.е. похвала без объяснения причин, нужна ребенку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения. Простые слова «Какой ты молодец», «Как ты порадовал меня!» вполне достаточны для того, чтобы дать ребенку почувствовать ваше одобрение и поддержку.

Многие психологи считают, что одна из причин повышенной тревожности дошкольников может заключаться в чрезмерном увлечении родителей сложными объяснениями.

Однажды к психологу обратились родители по поводу повышенной эмоциональности сына. Четырехлетний малыш стал плакать  из-за незначительных упреков или замечаний. В то же время, если хорошие поступки оставались без положительной оценки, он спрашивал: « А я молодец?». Исчезла былая непосредственность, любой его шаг требовал поддержки: «Я правильно сделал?». Вадим стал часто спрашивать, любят ли его родители, за что его любят, почему папы и мамы любят детей. Родители не понимали, откуда такая тревожность, неуверенность в себе, ведь мальчик был любимцем родителей, бабушек и дедушек.

Причина оказалась в системе  родительских оценок.  С раннего детства Вадиму все объясняли. Если ребенка хвалили, то рассказывали, чем он заслужил это. Взрослые не жалели времени на сложные, обоснованные похвалы, даже самые незначительные поступки и достижения не оставались незамеченными. В результате у мальчика сложилось ощущение, что его любят за что-то конкретное, за его успехи, за хорошее поведение, и если он не будет и дальше себя так вести, он перестанет нравиться родителям. Отсюда и вопросы о причинах родительской любви. Отсутствие поощрения стало восприниматься им  как скрытое неодобрение, ведь всегда хвалили, а сейчас молчат, значит недовольны.  Поэтому малыш  расстраивался, когда на него не обращали внимания.

Еще одна проблема возникает их стремления быть объективным, учитывать все положительные и отрицательные стороны ребенка – так называемый принцип «Да, но…». Родители хвалят ребенка за то, что он сделал сейчас, но при этом вспоминают старые просчеты. «Сегодня ты – молодец, убрал игрушки. Но вот вчера ты забыл. Не делай так в следующий раз!». Т.е. вместо поощрения мы в скрытой форме ругаем ребенка за прошлые просчеты, сводя на нет его сегодняшние достижения и ваше положительное отношение к ним.

похвала4Следующим параметром, на который следует обратить внимание, является эмоциональность поощрения. И зависеть она должна от особенностей ребенка и родителей. Если ребенок совсем маленький (1-3 года) или очень чувствителен, то лучше ограничиться сдержанным поощрением: одобрительным кивком головы, поцелуем, ласковым прикосновением.

Личностные особенности родителей так же имеют значение. Если вы склонны часто ласкать ребенка, говорить ему одобрительные слова даже без повода, то малыш с раннего детства приучен к такому общению и нуждается в нем постоянно. Следовательно, поощрение должно отличаться от вашего обычного стиля поведения либо формой (пусть это будет предоставление самостоятельности или совместная деятельность вместо привычного поцелуя), либо эмоциональной интенсивностью.

Бывает, что эмоциональность поощрения зависит от пола родителя. Молчаливый одобрительный кивок или улыбка авторитетного отца может значить для ребенка больше, чем бурная похвала темпераментной матери.

Успехов, дорогие родители! 🙂

А если у вас появятся вопросы, связанные с воздействием на ребенка (поощрением или наказанием) – мы будем рады помочь. Пишите!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Похвала — дело тонкое: 10 комментариев

  1. Виктор

    Некоторые вещи актуальны не только для детей. Взрослым тоже всегда неприятно слышать после успешно проделанной работы, что мол, ты конечно молодец, но вот помнишь в прошлый раз как у тебя нелепо получилось? до сих пор разгрести не можем… После этого пропадает желание делать ещё что-либо положительное
    🙂

  2. Мария

    28 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ: «Я тебя люблю»

    1. Ты у меня молодчина!
    2. Это как раз то, что нужно.
    3. Я скучала без тебя
    4. Не отступай!
    5. Не скромничай!
    6. (молча обнять)
    7. Еще один рывок и все получится.
    8. Я счастлива, что ты у меня есть.
    9. Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.
    10. Поздравляю с победой!
    11. Продолжай в том же духе.
    12. Отлично!
    13. Я тобой горжусь.
    14. Ты самый лучший!
    15. Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.
    16. Смотреть на тебя одно удовольствие.
    17. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
    18. Солнышко моё.
    19. Все просто замечательно.
    20. Прекрасная мысль.
    21. Это тебе по силам.
    22. (молча погладить по голове)
    23. Ты такой внимательный.
    24. У тебя впереди блестящее будущее!
    25. Помни, родной, я всегда с тобой рядом!
    26. Ты лучшее — что есть во мне
    27. У тебя все получиться-я в тебя верю!
    28. Спи моя сладкая. Завтра будет новый день и новые победы!

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Ух ты! Мне понравилось:) У нас в большом ходу: «Любимый, у тебя обязательно получится! Надо еще немножко постараться!».
      А еще когда Максу было года 2.5 он в ответ на какое-то мое глубокомысленное замечание изрек: «Отличная идея!». Мы покатились со смеху. А потом осознали, что частенько сами хвалим так сынишку: «Отличная идея, Макс! Здорово придумано!»:))

  3. Виктор

    Помню как в детстве тренер по шахматам пришёл к нам домой, чтобы поговорить с родителями о соревнованиях в другом городе и договориться о моём участии. Его спросили, мол, а что, наш сын правда так хорошо играет, что может выступать на соревнованиях? Тренер ответил «ну.. для своего возраста он играет действительно хорошо». Помню как меня задела эта фраза… Больше 20 лет прошло, а я помню )))))) Так что могу посоветовать не говорить детям похвалы в подобном стиле — молодец, мол, для твоего возраста очень хорошо…

  4. Ирина Рогожкина Автор записи

    Да уж… Некоторые «взрослые» фразы действительно на всю жизнь запоминаются. Не в тему, но как-то папа мне сказал: «Какие у тебя, доча, коленки толстые». До сих пор страдаю:))
    А насчет «для своего возраста»… У нас, как ни странно, этот аргумент хорошо для поддержки Макса срабатывает. Если у него что-то не получается, и наш ребенок страшно расстраивается (к примеру, кататься на велосипеде, читать,…), то мы всегда говорим, что все дело в тренировках. А на них нужно время. Получается, что когда Макс чуть подрастет и, при этом, будет продолжать тренироваться — все обязательно получится.

  5. Фанатка

    Я своего ребенка не успеваю хвалить)))) У нас часто в ходу фразы: » Мам, я молодец!» я у тебя красавица, я твоя помощница, че то я у тебя сегодня не послушная какая-то, я тебя люблю (ваще раз 200 на дню).

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Класс-класс:)) Дочка растет с ощущением собственной значимости, привлекательности и любимости. Я своему по сто раз на дню говорю, какой он красивый. умный и замечательный. А он такие комплименты отвешивает, что я уже сейчас начинаю завидовать его будущей половине:)))

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Спасибо огромное за ссылку! Надо будет хорошенько обдумать. Я как раз из тех матерей, которые и по поводу, и без повода говорят: «Молодец и умничка!». Просто темперамент такой — крайне сложно удержаться:) Мне в статье одна вещь понравилась — позже напишу:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.