Позвольте детям чесать, где чешется:)

чесать1В свое время познакомилась я с очень дельной книгой – «Rework: бизнес без предрассудков”. Книга о построении бизнеса. Но читалась на одном дыхании. И, что интересно, содержала отличные идеи, вполне применимые к воспитанию детей. Судите сами. Вот один из приведенных в книге советов: “Чешите там, где чешется”. Т.е. делайте то, что вам действительно интересно. Старайтесь создать то, чего вам самим не хватает.

Однажды Джим Дайсон раздраженно заметил, что его пылесос плохо всасывает пыль. Поразмыслив, он пришел к выводу, что решить проблему может  вихревой пылесос без мешка для сбора пыли. Через пару месяцев вышел первый опытный образец. А через несколько лет Дайсон стал миллионером. Барабанщик бостонского симфонического оркестра Вик Ферт обратил внимание, что палочки, которыми он пользуется, отличаются по некоторым характеристикам, и, в результате, имеют разное звучание. Он попытался подобрать в пару одинаковые палочки. Не получилось. Ферт чертыхнулся и… открыл собственное производство палочек под лозунгом «Идеальная пара». Догадываетесь, чья фирма выпускает сегодня около 60% всех  барабанных палочек, которыми пользуются в мире?

Причем здесь воспитание детей? Все очень просто. Оказывается, дети наиболее эффективно обучаются и развиваются не тогда, когда зубрят выбранный преподавателем материал, выполняют домашние задания или «развивающие упражнения», а когда занимаются тем, что им по-настоящему интересно. Особенно это касается детей дошкольного возраста.

Можно с самого рождения целенаправленно заниматься с малышом, впихивая в него «полезную» информацию. Можно отправить его в музыкальную школу или нанять преподавателя по рисованию. Можно зубрить с ним английские неправильные глаголы. Будет ли от этого какой-то толк? Будет. Но только при одном условии – если ребенку ИНТЕРЕСНО. Если же мотивация к развивающим занятиям есть у вас, но не у ребенка, то ждать от них какого-то положительного эффекта не стоит.

чесать2Что же делать? – спросят меня ответственные родители. Хочется ведь, чтобы ребенок не просто ерундой какой-то занимался, в куколки да машинки играл, а еще и полезным делом был занят, учился чему-нибудь (вот Алсу, например, в недавнем интервью гордо заявила, что ее дети загружены учебой так, что и минутки свободной не имеют).

Во-первых, куколки и машинки – это вовсе не ерунда. Именно во время игры развивается мышление и воображение, умение действовать по правилам и эти самые правила придумывать. А во-вторых,  сделать так, чтобы активность ребенка была и полезной, и интересной, вовсе не сложно.

Присмотритесь к малышу. Что его интересует? Какими делами он занимается с увлечением?  Возможно, в этой области в будущем проявятся таланты и способности вашего ребенка. Слышали историю Конрада Лоренца? Однажды, маленьким мальчиком, он увидел в осеннем небе стаю диких гусей. Малыш был очарован птицами, плавным движением крыльев в прозрачном небе. Каждую свободную минутку с тех пор он тратил на наблюдения за ними. В детстве. И всю дальнейшую жизнь. А в возрасте 70 лет Лоренц получил Нобелевскую премию за исследования поведения тех самых гусей.

Подумайте, можно ли использовать интерес ребенка к определенной деятельности, чтобы привлечь его к каким-то занятиям? Мне очень понравилась история, рассказанная замечательным психологом Юлией Гиппенрейтер. Один папа был в полном расстройстве от поведения своего сына подростка. Учиться он не желал. Все, что его интересовало – иностранные рок-группы, чьи творения он прослушивал на полной громкости в своей комнате (понятно, что это так же не слишком нравилось папе). Вместо того, чтобы кричать, ругаться и увещевать, папа однажды предложил сыну помощь. «Давай-ка попробуем вместе перевести твою любимую песню. Хочешь?». Еще бы! – полный восторг. Мальчик так увлекся процессом, что начал этим заниматься самостоятельно и, попутно, усиленно изучать английский язык. Через пару лет юноша поступил в престижный ВУЗ на факультет иностранных языков (без денег и блата). А после его окончания стал успешным, крайне востребованным переводчиком.

А чем интересуются ваши дети и что вы с этим делаете? 🙂 Поделитесь!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Позвольте детям чесать, где чешется:): 6 комментариев

  1. Karina

    Красиво написано. Но вот не могу согласиться — особенно применимо ко школьникам. Если ребенок будет делать только то, что ему интересно — ничего хорошего не будет. Есть ведь еще вещи, которые а любом случае надо знать и понимать, даже если они не слишком интересны. И дисциплину еще никто не отменял — надо уметь работать даже тогда, когда не хочется

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Странно… И я его в админке не нашла. А что писали?:)

  2. Фанатка

    Писала по теме, про своих мелких. Видимо сбой сети и не сохранился(
    И еще, в почте некоторые оповещения попадают в папку «спам».

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      ФУ!!!! Будем разбираться. А комментарий про мелких жалко…

  3. ирина

    А мой ребенок очень любит игры на планшете, еще любит мультики смотреть, любит человека паука, железного человека и трансформеров, а вот все остальное мало интересует или совсем не интересно. Если предлагаю сменить деятельность, ему непременно нужен кто-то кто бы с ним поиграл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.