Право на ошибку

creativityЗабавно бывает иногда штудировать книги и статьи популярные о природе творчества. Знаете, те, что написаны в стиле «10 правил для супер-успешного креативщика». Забавно, потому что то, что сработало для одного, может и не сработать для другого.

Как вам, к примеру, пассаж? — «Освободите для творчества утро. Это самое продуктивное время. Разберите завал на рабочем столе и сядьте за компьютер. Вы готовы к творчеству!» Ну-ну… У меня вот самое продуктивное время — где-нибудь после обеда. Самое вдохновляющее место — кафешка с маленькими столиками, кучей посетителей, ароматным капучино и бесплатным wi-fi.

Процесс рождения чего-то нового — это отсутствие каких бы то ни было правил. И нет ничего более глупого и менее творческого, чем пытаться выделить 10, 20 или 99 рекомендаций, критериев и прочей наукообразной чепухи. Выделяют их, кстати, частенько люди совсем нетворческие. Вот они-то как раз утречком за чистый рабочий стол садятся и занимаются компиляцией фактов — что-то из одного источника выдернут, что-то из другого.

Ну, вот — свое интеллектуально-снобистское «фи» я высказала. Теперь можно к позитивной части перейти 😉

Зерно истины в перечнях правил и популярной литературе таки может присутствовать (я точно сноб, но еще не вполне закоренелый ;)) Во всех читанных мною списках качеств, отличающих творческих людей от нетворческих, имеются «смелость», «способность пойти вопреки устоявшимся правилам» и «отсутствие боязни сделать ошибку». И вот с этим я полностью согласна.

Творчество — это когда «разбежался и прыгнул со скалы». И куда приземлишься — никто не знает. Может, в прохладную воду плюхнешься, может, неожиданно летать научишься, и это будет так здорово и так необыкновенно, как и предположить невозможно, а может, и разобьешься. Если заранее испугаешься, точно цел останешься, но и не полетишь никогда.

К чему я все это? Последнее время я часто детей наблюдаю, совсем еще маленьких, лет шести-восьми, которые боятся думать, боятся фантазировать, боятся свои мысли вслух высказать. Вдруг ошибутся. Вдруг отругают. Вдруг их больше хвалить не будут. И это меня пугает. О каком творчестве, да и просто полноценном развитии может идти речь, если вместо того, чтобы проявлять любопытство, воображать и придумывать, малыши стараются угадать, что ждут от них взрослые и «правильно ответить»?

Александр Звонкин, автор чудесной книги «Малыши и математика», рассказал однажды крайне показательную историю. Пришел он в школу, в первый класс. Школу неплохую, я бы даже сказала, престижную. И задал деткам свою любимую загадку: «Есть у нас шарик воздушный, гусеница, бабочка и пчела. Кто из них лишний?».

creativity2

Кто лишний?

Вместо оживления и гипотез разнообразных (неважно, правильных или нет) увидел он глаза затравленные. Дети смотрели на него, как кролики на удава, и молчали. Потом один мальчик набрался-таки храбрости и на вопрос: «Кто же лишний?» тихо произнес: «Поровну». «Нда…, — подумал Звонкин, — кажется, с детьми уже поработали».

Знаете, какое самое популярное выступление за всю историю существования конференций TED? (Для тех, кто в не курсе, TED – частный некоммерческий фонд в США, занимающийся проведением и записью конференций, на которых выступают самые умные, самые интересные люди. Миссия фонда – распространение идей, которые стоят того, чтобы о них знали.) — Доклад сэра Кена Робинсона «Как школы убивают креативность» (почти 20 миллионов просмотров!!!).

А я могу сказать больше — креативность легко убить и раньше, в детском саду или семье. И надо то всего ничего: либо ругать ребенка за ошибки и требовать от него исключительно «правильных» ответов и «правильных» способов решения. Либо, напротив, захваливать его, когда он те самые единственно верные ответы дает, не отклоняясь с «пути истинного» ни на миллиметр.

Всё, что вызывает у ребенка боязнь ошибиться — всё это угнетает в нем творческое начало. Угнетает его способности и таланты. Угнетает его самого как личность. 

Однажды одна молодая учительница, заметив, что ее ученики скованны и пассивны во время решения творческих задачек, смастерила для них разноцветные жетоны с надписью «Право на ошибки». «Каждый из вас, — сказала она, — непременно ошибется, если попробует придумать и сделать что-то новое. Только тот, кто ничего не делает или идет по проторенной дорожке, никогда не совершает ошибок. Я хочу вам сказать, что не нужно бояться! У вас есть право на ошибку. У вас есть право на много ошибок. На столько, сколько потребуется для того, чтобы найти то, что вы ищите».

Замечательная учительница! И замечательная идея (это я про жетоны).

По словам Пикассо, все дети рождаются художниками; проблема в том, чтобы остаться художником, повзрослев. Это верно для ЛЮБОГО вида творчества, абсолютно в любой области. Кто не готов ошибаться, не способен творить. Совсем маленькие дети умеют рисковать. Даже если они не уверены в чем-то, они все равно пробуют, не боясь ошибиться. Мне кажется, стоит попытаться сохранить (и в них, и в себе) эту удивительную способность!

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Право на ошибку: 7 комментариев

  1. N.B.

    Здорово написано! Все правильно! Я только боюсь, что несмотря на все усилия родителей и попытки сохранить умение творить, в школе все может пойти прахом

  2. Андрей

    Если чувствуешь очень сильное внутреннее сопротивление чтобы сказать, или сделать что–либо, то это явный знак, что именно сюда и нужно двигаться. Не избегать этого, а преодолевать страх и выходить из зоны своего комфорта.
    Не уверен на счет детей, но для взрослых точно так.

    1. Катерина

      А может наоборот? Чувствуешь сопротивление внутреннее — значит, не твое

      1. Андрей

        Я говорю о вещах из разряда “Эх, всю жизнь мечтала быть танцовщицей, но…..“ А после НО идут дети, работа, муж, обстоятельства, возраст и т.п. Вместо того, чтобы найти возможность воплотить мечту, находятся оправдания, чтобы этого не делать. Внутреннее сопротивление это и есть эти оправдания и изворотливость ума, заставляющие оставаться в зоне комфорта.

  3. Мария*******

    как раз под эту тему,я собираюсь почитать «Художник внутри вас» Б.Эдвардс и «ПУТЬ ХУДОЖНИКА
    ваша творческая мастерская» Дж.Кэмерон))))

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Пишите о впечатлениях:) На мой взгляд, книги обе хорошие. Но только при условии, что их содержание надо тоже творчески перерабатывать, а не относиться, как к попунктному указанию к действию:)

  4. Наташа Аистова

    Идея с жетонами понравилась! У меня сынишка иногда отказывается что-то делать (например, сыграть в шашки) именно потому, что боится ошибиться или проиграть. Давно с этим боремся. Будем рады любым советам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.