Право на праздность

4-1Недавно в большом книжном магазине я столкнулась со старой знакомой. Старой по давности знакомства, а не по количеству прожитых лет – Анечке не так давно исполнилось 27.

Она состоит в счастливом браке с молодым, привлекательным и успешным мужчиной, который души в ней не чает (знаю, это звучит слащаво, но, что поделаешь, – некоторые жизненные ситуации, особенно столь благополучные, не опишешь без приторных штампов) и воспитывает шестилетнюю дочку, Лельку – губки бантиком, золотые локоны, милый ямочки (ну вот, снова пересластила… целый набор конфетно-шоколадного детства, хоть сейчас на открытку)…

Я, как обычно, выразила восхищение Анечкиным видом (не было еще случая, чтобы он не заслуживал самого высокого одобрения) и так же привычно приготовилась сделать комплимент Лельке, но… не нашла слов. Лелька, потухшая и скучная, без интереса просматривала яркие, завлекательные обложки. Мы с Аней отошли в сторону.

— Что это с ней?
— Устала она, – вздохнула подруга. – Мы сейчас с подготовительных курсов идем. Два часа отзанимались. А там, как в школе, домашние задания задают. А сейчас на английский бежим – я Лельке хорошего преподавателя нашла, носителя языка, с таким, говорят, лучше всего заниматься.
— Ань, – осторожно поинтересовалась я, – а Лелька в садик ходит?
— Ходит, конечно. Я этот садик два года искала. Там программа замечательная, очень сложная.
— А зачем тогда курсы?
— Как ты не понимаешь? – удивилась моей безграмотности Анечка. Школа престижная. Знаешь, как туда попасть сложно? Нужна специальная подготовка, курсы.
— А английский зачем?
— Ну, ты даешь! – Анечка почти обиделась. – Куда сейчас без иностранного языка?
— Может, ты еще куда Лельку пристроила? – подколола я подружку.
Странное дело, хохотушка Анечка даже не улыбнулась.
— Конечно, пристроила, – серьезно сказала она. Лелька в «Тодес» ходит, танцами занимается. На следующей неделе большой концерт будет.
— Ань, а у нее время поиграть остается?
— Почти нет, – вздохнула Анечка. Но, что поделаешь, сейчас знаешь, какие требования к детям предъявляют? И вообще, в раннем возрасте можно развить все, что угодно, а потом поздно будет.
— Вот вы и развиваете?
— Ага, развиваем, – улыбнулась Анечка.

Она подошла к Лельке, пошепталась с ней – и уже через минуту они бежали к выходу. «Опаздывают на английский», – подумала я.
Мне было немного грустно. Я не первый раз видела уставших шестилетних детей, которых пораньше забирают из садика, чтобы успеть в музыкальную школу, а потом еще и к репетитору (да-да, сегодня все больше родителей-перфекционистов стремятся предвосхитить проблемы в учебе и нанимают профессиональных педагогов для своих детей еще до поступления в школу).

«Праздность не только естественное, но и самое блистательное из занятий», – писал когда-то Монтень. Боюсь, что его слова не найдут понимания у современных мам и пап. С самых ранних лет многие дети подвергаются родительскому прессингу, их досуг активно организуется, времени побегать с приятелями, помечтать, побездельничать почти не остается.

«А что хорошего в безделье? – спросите вы. – Разве не лучше, когда ребенок все время занят каким-то полезным делом?» Нет, не лучше. Кажущееся «безделье» детей – порой более важная вещь для их развития, чем организованная кем-то «занятость». Ведь именно в свободные минуты малыш получает опыт «отдельности» и независимости от всего мира – и это переживание оказывает огромное влияние на становление его духовной жизни. Именно в такие моменты ребенок способен вступить в контакт со своими потребностями и желаниями, разобраться в собственных эмоциях. Да и просто перевести дух, чтобы осмыслить и осознать все, что он видел в течение суматошного, заполненного событиями и занятиями дня.

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:


Бесплатная библиотека!

Автор блога Ирина Рогожкина.
Эксперт московской стажировочной площадки «Одаренные дети». Подробнее →


Право на праздность: 5 комментариев

  1. Виктор

    Вы раньше в положительном ключе писали про сына пастора Витте и сестёр Уильямс. Думаете, у них было время на игры со сверстниками и праздность?

  2. Ирина Рогожкина Автор записи

    У сестер Уильямс время на праздность точно было:) Их папа принципиально запрещал им до определенного времени участвовать в соревнованиях и круглосуточных тренировках, чтобы «не перегореть». И такая стратегия увенчалась успехом. Насчет Карла Витте не уверена…
    А вообще, я не могу сказать, что «ключ» был действительно сильно положительный:) Я до сих пор не знаю, чего больше — плюсов или минусов — в ранних усиленных занятиях с ребенком с целью сделать из него выдающегося человека. Есть куча примеров, когда усилия родителей не увенчались успехом, ребенок стал вполне обычным и, при этом, несчастным и нереализовавшимся взрослым. Или все-таки получился выдающийся человек, но, опять-таки, несчастный в личной жизни и с психологическими проблемами. Напишу об этих случаях чуть попозже.
    Я в свое время тоже мучилась родительским тщеславием:)) Очень хотелось, чтобы мой Макс был необыкновенным человеком:) Но довольно быстро с этой вредной штукой справилась. Теперь для меня главное — чтобы мой ребенок был здоровым (и физически, и психологически), успешным человеком, сумевшим реализовать свой потенциал. Вот:)

  3. Раиса

    Полностью поддерживаю автора- каждый,даже самый маленький человек, имеет право на свободное время. Полная занятость еще не является гарантией вырастить успешного человека. Надо любить и уважать ребенка как личность , а не реализовывать в нем свои амбиции и мечты.

  4. Мария

    Нельзя постоянно заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется (особенно в угоду своим амбициям), вместо того, чтобы постараться раскрыть его истинные способности, его талант.
    Может по этому, маленькие вундеркинды так часто терпят неудачи во взрослой жизни. Нельзя забывать, что каждый человек — индивидуальность, и то, что подходит одному, неприемлемо для другого .

    1. Ирина Рогожкина Автор записи

      Вот под первым предложением прям подписываюсь. Особенно про амбиции верно сказано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.